Воскресенье, 19.05.2024, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Организация самостоятельной работы студентов технических дисциплин

УДК. 377.112.4

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

А.Ф. Симаков, преподаватель,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел,

e-mail: valex.orel@gmail.com

 

Аннотация. Благодаря повышению роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, становится возможным решение основных задач профессионального образования.

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за  работой студентов).

Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Управление самостоятельной работой студентов включает:

  • четкое планирование содержания и объема самостоятельной работы;
  • организацию, контроль и анализ результатов самостоятельной работы;
  • необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;
  • внедрение новых технологий обучения;
  • учет трудозатрат студентов и преподавателей в рамках СРС.

Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения студента – подготовка специалиста и бакалавра с высшим образованием. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  •  углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений;
  •  использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и дипломной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Деятельность преподавателя  по организации самостоятельной работы студентов.

Преподаватель формирует содержание, планирует, организует, руководит, контролирует самостоятельную работу студентов.

1. Формирование содержания самостоятельной работы студентов.

Преподаватель  формирует содержание самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и программ. 

Формирование содержания самостоятельной работы включает в себя:

  • определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;
  • определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу;
  • отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения;
  • определение форм и методов контроля за выполнение самостоятельных заданий студентами;
  • разработку критериев  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы,  с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных Госстандартом.
  • по целям, средствам, трудоемкости,  срокам выполнения,  формам контроля самостоятельной работы студентов.

2. Контроль над выполнением самостоятельной работы.

Для  контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы разнообразные формы, методы и технологии контроля.

  • Формы: тестирование, самоотчёт, презентации, кейсы, защита творческих работ, контрольные работы и д.р.;
  • Методы контроля: семинарские занятия, зачёты, коллоквиумы, лабораторные работы, практические работы, собеседования,  экзамены;
  • Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка, портфолио, самооценка  и др.
  • Контроль результатов самостоятельной работы студентов  осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные  учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и  проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
  • Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дисциплине.
  • Результаты контроля самостоятельной работы студентов должны учитываться при осуществлении итогового контроля по дисциплине.

Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала на уровне учебных компетенций;
  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность обще учебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;
  • творческий подход к выполнению самостоятельной работы;
  • уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений;
  • уровень владения устным и письменным общением.

Технологическая организация самостоятельной работы студентов.

Если говорить о технологической стороне, то организация СРС может включать в себя следующие составляющие:

1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2. Технология отбора содержания СРС. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.

План самостоятельной работы студентов на семестр включает еженедельные задания, успешность выполнения и защиты каждого из которых оценивается преподавателем. При этом самостоятельная работа студентов рассматривается как обязательная часть овладения содержанием каждого учебного модуля (модульные элементы – дисциплины и курсы учебного плана).

Цели самостоятельной работы по конкретной дисциплине определяются каждым преподавателем по-своему: формирование определенных умений (учебных, предметных, профессиональных); овладение новым содержанием (на разных уровнях – знакомство, осмысление и применение); систематизация знаний, установление связей между знаниями из разных областей и т.д.

При этом студентам должна обеспечиваться возможность полноценной самостоятельной работы по освоению дисциплины в семестре с использованием современных информационных технологий и методических пособий разного типа, в том числе в электронной форме.

Студента с первой недели изучения следует ознакомить с дидактическими единицами дисциплины, перечнем и объемом самостоятельно изучаемого учебно-программного материала, а также системой балльной оценки и итогового теста, экзамена (зачета) по данной дисциплине.

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 102-104.

2. Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения выси средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс. гос. проф. ун-та, 2012. – № 1 (39). – С. 112-125.

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1325 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика