Среда, 08.05.2024, 00:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Методика группового проектного обучения в вузе: преимущества и недостатки перед традиционным обучением

УДК 378.14

 

МЕТОДИКА ГРУППОВОГО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ

 

Е.И. Дорогавцева, канд. экон. наук,

Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны,

e-mail: dmitry.doro@yandex.ru,   

О.В. Псарева, канд. экон. наук,

Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны,

e-mail:olga.psareva@bk.ru

 

Аннотация. В статье обсуждается применение инновационной технологии группового проектного обучения (ГПО) в современном вузе, приводятся его технологические особенности в рамках образовательного процесса, преимущества и недостатки перед традиционным обучением, на примере сопоставления с учебно-научно-исследовательской работой.

Современная экономическая, техническая и иная деятельность предъявляет высокие требования к специалистам, которых готовят высшие учебные заведения. Стремительный рост объемов информации, расширение масштабов человеческой деятельности вызывают необходимость реформирования общества и образования. Построение инновационной экономики, основанной на коммерциализации новых научно-технических идей, требует существенного изменения в системе подготовки кадров. Возрастает потребность в разработке методик, изменяющих подход к образовательной деятельности вуза, благоприятствующих формированию соответствующих компетенций у будущих выпускников. Образование должно стать ресурсом подготовки специалистов, способных воспринимать любые новые веяния в науке, технологии и бизнесе. За последнее десятилетие в нашей стране произошли достаточно серьезные перемены в этом направлении. Развитие фундаментальной науки и модернизация образования провозглашены стратегически важными национальными приоритетами. Определен новый вектор развития, направленный в сторону сближения образовательных технологий России и Запада.

Основной стратегической целью новой Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики [2]. Программа опирается на новые образовательные стандарты, которые формируют новые требования к процессу и результатам обучения. Отличительной особенностью нового федерального стандарта высшего профессионального образования (ФГОС 3) является его направленность не только на накопление знаний, но и на формирование умения применять знания на практике, на развитие определенных компетенций и личности обучающегося. Для реализации этой задачи необходимо внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий и методов, примером которых и является групповое проектное обучение. Проект- это конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплексов учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценивать умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и повышать уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Сравним ГПО и учебно-научно-исследовательскую работу.

Для начала представим общее определение, что такое исследовательские работы и проектное обучение в ВУЗе. Исследовательская работа – это, как правило, индивидуальная работа, для выполнения которой необходим выбор и приложение научной методики к поставленной задаче, получение собственного теоретического или экспериментального материала, на основании которого необходимо провести анализ и сделать выводы об исследуемом явлении. Принципиальной особенностью таких работ является неопределенность получаемого результата в результате проведенных исследований, по отношению к планируемому. В отличие от неё, выполнение проекта – это всегда коллективная, творческая практическая работа, предназначенная для получения определенного продукта или научно-технического результата. Такая работа подразумевает четкое, однозначное формирование поставленной задачи, определение сроков выполнения намеченного, определение требований к разрабатываемому объекту.

Далее рассмотрим, как эти два понятия трансформируются в ходе образовательной деятельности.

Современный учебный процесс – это формализованный процесс, состоящий из множества составляющих – чтение лекций, проведение практических или лабораторных занятий, выполнение учебно-исследовательских работ (УИР), завершающихся традиционным контролем знаний (экзамен или зачет). Однако даже при выполнении всех заданий по изучаемым дисциплинам в полном объеме, творческий потенциал студентов используются недостаточно. Проявить себя студент может только при выполнении дополнительной, например, научно-исследовательской работы (НИР).

Сущность НИР состоит в создании системы научных исследований по направлениям, согласующимся со специальностями, получаемыми студентами. НИР выполняется под руководством преподавателя, являющегося специалистом в соответствующей области. Во время выполнения НИР предусматривается поиск и изучение информации, сравнение данных и подходов, алгоритмов, выработка собственного мнения в направлении изучаемой тематики. НИР позволяет готовить творчески мыслящих личностей, способных к нестандартному мышлению.

Новой формой мотивации студентов к обучению является привлечение их к работам над реальными задачами, путем организации соответствующих тематических проектов, формирования проектных групп для их выполнения и введения в учебный план отдельной дисциплины «Групповое проектное обучение». Идея проектного обучения предлагает построение обучения на активной основе, через личную заинтересованность обучающегося в получении определенных знаний, для достижения цели (интересный проект, рабочее место, возможность показать себя и др.). Важным отличием обучения при выполнении проекта от остальных изучаемых предметов, в том числе и НИР, является не оценка за проделанную работу, а оценка, фиксирующая решение задач проекта, степень и качество его реализации. Принципиально важно, чтобы решаемая в проекте проблема была взята из реальной жизни. Для решения этой проблемы участниками проектов применяются ранее полученные знания и добываются новые.

Основные требования, предъявляемые к проектному обучению:

  • наличие значимой в теоретическом, исследовательском, техническом плане задачи, приводящей при её решении к созданию определенного продукта;
  • разрабатываемый продукт и пути решения должны отличаться оригинальностью и новизной;
  • для выполнения работы над проектом должна быть создана команда;
  • работа над проектом должна выполняться в рамках жизненного цикла любого проекта (обзорная работа, исследовательская, техническое задание, стадия проектирования и др.);
  • результаты проектирования должны представляться на выставках, а также в виде публикаций и докладов на семинарах и конференциях;
  • работа, как правило, имеет возможность продолжения, с целью коммерциализации результатов, а участники – перспективу создания собственного предприятия.

Указанные выше требования, предъявляемые к проектному обучению, способствуют формированию новой волны специалистов, которые не только понимают и решают практические задачи, но и имеют возможность перейти к бизнесу.

Современные стандарты подготовки бакалавров, специалистов и магистров по программам высшего образования требуют от студентов получения наряду с академическими компетенциями дополнительных специальных и профессиональных навыков за короткое время. В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании технологии обучения. Методика группового проектного обучения (ГПО), является перспективной инновационной организацией учебного процесса и может быть использована как парадигма профессиональной подготовки, цель которой – повышение эффективности обучения.

Работа над проектами ГПО начинается с выбора тематики проектирования через поиск и конкурсный отбор идей и предложений. Идеи и предложения могут быть реализованы в форме создания новых наукоёмких изделий, технологий, программных продуктов и услуг, востребованных на рынке. В конкурсе без ограничений участвуют: преподаватели, инженерный персонал вуза, инновационно активные студенты, выдвигающие свои предложения, а также фирмы, предприятия и организации, заинтересованные в разработке и выпуске новой наукоёмкой продукции. Основные требования, предъявляемые к проекту, – инновационный и (или) наукоёмкий характер разработки, а также перспективы коммерциализации проекта [1].

Студенты, участники проектов группируются в творческие коллективы по 3–5 человек. Каждому проекту назначается руководитель, который поможет сформулировать и развить тематику проекта, спланировать сроки и наметить индивидуальные задачи для каждого участника. В одном проекте могут принимать участие студенты разных курсов, разных специальностей, разных кафедр и факультетов и даже студенты разных вузов города. Дальнейшая траектория обучения каждого студента, участника проектной группы, будет связана с выполнением проекта [3].

Работа проектной группы организуется как составная часть учебного процесса. На примере разработки реального проекта создания устройств, систем или программных продуктов, ориентированных на дальнейшее их коммерческое использование, происходит практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

Лучшие проекты представляются к участию в конкурсах на гранты вуза и Попечительского совета и на продолжение работы по проекту в студенческом бизнес-инкубаторе с дальнейшей перспективой создания собственного малого предприятия [3].

В чем же преимущество использования данной методики, в отличие от традиционной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов (УИР, НИР)?

Первое – это уровень взаимодействия участников выполняемых проектов.

Реализация технологии ГПО в отличие от УИР не ограничивается участием в образовательном процессе только выпускающих кафедр, а предполагает сотрудничество различных кафедр и факультетов, бизнес-инкубатора, предприятий, заинтересованных в выполнении разрабатываемых проектов и профессиональной подготовке будущих выпускников.

Второе отличие – высокий уровень коллективизма.

УИР и НИР, как правило, предполагает индивидуальную исследовательскую деятельность. ГПО подразумевает обязательную работу в группе, формирование группового стиля мышления и исполнительности на всех этапах выполнения работ по проекту. При этом распределяются роли, формируются индивидуальные задачи, назначаются ответственные исполнители проектов из числа участников ГПО.

Третье – уровень управления процессом проектирования.

На стадии выполнения работ студентами в формате УИР проект не выходит за рамки соответствующей дисциплины, учебное управление имеет в этом процессе лишь контролирующие функции, связанные с аттестацией, так же как и любой другой образовательной дисциплины.

Выполнения проекта в рамках дисциплины ГПО предполагает сопровождение проектов выпускающими кафедрами и учебным управлением от момента создания проектных групп, поэтапной семестровой аттестации промежуточных результатов, до завершения проекта, с возможностью оказания поддержки в его дальнейшем продвижении.

Четвертое – уровень самих проектов и формы их дальнейшего продвижения.

Результаты постановки и решения задач определяются целями, стоящими перед соответствующими дисциплинами.

УИР и НИРС имеет целью, прежде всего, освоение методов и приемов исследовательской работы, получение навыков в решении и постановке задач научного исследования, реализуемые в соответствующих заданиях.

ГПО предполагает выполнение всевозможных типов проектов (научных, учебных, социально-экономических), целью которых, как правило, является реализация идеи в бизнесе. Результат выполнения проекта ГПО имеет реальную перспективу дальнейшего продвижения и коммерциализации через бизнес-инкубатор, технико-внедренческую зону или самостоятельно с целью выхода на реальный рынок. ГПО является начальным этапом в цепочке от идеи до создания малых предприятий.

В свою очередь к неизбежным недостаткам технологии можно отнести следующее:

- распределение ролей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого участника приводит к разной ответственности за ход и результаты работы по проекту;

- выполнение участниками разных ролей снижает вероятность получения полного опыта работы на всех этапах проекта;

- возможность некоторыми студентами решения своих задач, возникающих в ходе выполнения проекта, за счет более инициативных участников группы;

- сложность оценки вклада каждого члена группы в коллективный результат.

Таким образом, технология ГПО способствует повышению уровня обучения будущих специалистов, наработке дополнительных компетенций, связанных не только с получением аналитических знаний и умений, но и с приобретением опыта в области предпринимательства и бизнеса, и может быть использована как парадигма профессиональной подготовки в вузе.

Работа в проектах ГПО, проектная организация учебного процесса приводят к более четкому осознанию студентами собственной роли в постановке и решении задач, повышению самостоятельности и ответственности за результаты выполнения проекта.

Получаемые студентами в ходе группового проектного обучения навыки позволяют им в дальнейшем определять важную для себя цель, искать и коллективно реализовать пути её достижения, в том числе и в своей будущей профессиональной деятельности. Учебный процесс при этом становится творчески более насыщенным, увлекательным, а самое главное, эффективным.

Методика группового проектного обучения при внедрении ее в систему образования, не конкурируя с традиционными дисциплинами (УИР, НИР), может стать составляющей учебного процесса, способствующей развитию человеческого потенциала, обеспечивающей формирование кадров для текущих и перспективных потребностей социально-экономического развития Российской Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Боков Л.А., Катаев М.Ю., Поздеева А.Ф. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов // Современные проблемы науки и образования.–2013.–№6
  2. Боков Л.А. Групповое проектное обучение основа инновационной программы ТУСУРА // Инновации – ключ к будущему: Материалы научно -практической конференции. – Томск: Томский гос. ун-т, 2007. – С. 70-72.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://programma-obrazovaniya.blogspot.ru/
  4. Официальный сайт компании Rubius. – Режим доступа: http://rubius.com/about/
  5. Поздеева А.Ф., Петрова Г.В., Бараксанов Д.Н. Система информационной поддержки группового проектного обучения // Перспективы развития многопрофильного технического университета: Материалы международной научно-методической конференции. – Томск: ТУСУР, 2010. – С.104-105.
Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (19.02.2016)
Просмотров: 1495 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика