Воскресенье, 19.05.2024, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Мастер- класс, как один из видов инновационных образовательных технологий

УДК 37.091.3:74

 

МАСТЕР- КЛАСС, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

И.А. Марченкова, преподаватель высшей квалификационной категории кафедры «Естественнонаучные дисциплины»,

Мценский филиал ПГУ, г. Мценск,

marcheckova@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье: инновационные технологии это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности, инновационное образование — это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников, мастер-класс - на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.

Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Она охватила все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

Инновационные технологии это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Суть инновационных технологий состоит в том, чтобы пробудить познавательную активность студента, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Для этого студент должен подходить к учебе как к творческому процессу, самостоятельно овладевать знаниями. А это, в свою очередь, требует такой технологии обучения, при которой учебные занятия сопровождаются, направляются, поддерживаются способами, активизирующими самостоятельную познавательную деятельность обучающегося. К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Интерактивные методы обучения в том случае, если они отражают суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалистов, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок студентов, проводимых при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональной деятельности [2]. 

Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников. В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современного вуза становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. 
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении [1]. 

В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения.

Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся, приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию творческого потенциала учащегося, учат его самостоятельности в познании и принятии решений. 

Основная задача модернизации образования в Мценском филиале ПГУ– повышение его доступности, качества и эффективности.

Сегодня остро стоит вопрос о технологизации системы образования. Модернизация образования, внедрение федеральных образовательных стандартов требует новых ресурсов. Меняется сама система взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Новая модель образования предполагает формирование мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения для среднего профессионального образования изменяют требования к образовательному процессу и к его результатам. Внедрение ФГОС предусматривает использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий [5]. 

В педагогической практике используются различные методы проведения занятий: компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, решение проблемных ситуаций, психологические и иные тренинги, мастер-классы, групповые дискуссии и др.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Время стремительно… Особенно замечаешь его бег по тем переменам, которые происходят в жизни. Перемены эти связаны, прежде всего, с внедрением в повседневную жизнь достижений науки и техники. Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности  преподавателя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска  обучающегося.  Одним из эффективных методов проведения занятий для обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях являются мастер-классы. Мастер-класс - это метод проведения занятия, которая основана на практических действиях, с помощью демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи [5]. Мастер-классы можно использовать как метод проведения занятий в теоретическом, производственном и внеаудиторном обучениях.

Мастер-класс - на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.

Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

При обучении в учреждениях среднего профессионального образования можно выделить следующие виды мастер-классов:

  1. Производственные - это мастер-классы, которые проводятся специалистами на предприятиях, с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом, расширения кругозора и приобщения к новейшим технологиям;
  2. Учебно-образовательные - это мастер-классы, которые проводятся преподавателем, с целью совершенствования умений и навыков, необходимых обучающимся в будущей профессиональной деятельности;
  3. Учебно-профессиональные - это мастер-классы, которые проводятся самими студентами для других обучающихся с целью обмена опытом, повышения образовательного и профессионального уровня.

Хотелось отметить, что в процессе подготовки будущих специалистов по специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» рекомендуется  учебные занятия по специальным дисциплинам проводить в виде  мастер-классов, они могут способствовать формированию и совершенствованию профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, которые ему пригодятся в различных видах профессиональной деятельности.  Для специалистов в области хлебопекарной, кондитерской и макаронной промышленности основными видами деятельности являются учебно-профессиональные мастер- классы, так как студенты сами самостоятельно подготавливают материал, показывают профессиональное мастерство другим обучающимся.  Реализация такой деятельности невозможна без формирования совокупности коммуникативных умений, являющихся составной частью общекультурных и профессиональных компетенций.

Таким образом, использование мастер-классов в подготовке будущих специалистов техников- технологов является эффективным методом проведения учебных занятий, который способствует формированию совокупности профессиональных коммуникативных умений, необходимых для становления высококвалифицированного специалиста на рынке труда.

Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ясюкевич М.В. Инновация – как фактор развития колледжа / М.В. Ясюкевич // Профессиональное образование // Научные исследования в образовании – 2008. №6.- С.58-61.
  2. Барышева А. В. Инновации : учебное пособие. – М.: Дашков и К° , 2010. - 380 с.
  3. Зверев А. В. Инновационная система России: проблемы совершенствования. – М. : Статистика России , 2008. - 207 с.
  4. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2002. 148 с.
  5. Загрекова Л.В. и др. Теория и технология обучения. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. М.: Высшая школа, 2004. 157 с.

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1504 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика