Воскресенье, 19.05.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Интерактивная лекция как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена и формирования общекультурных компетенций

УДК 378.147.31

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА И ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Ж.Д. Ефремова, канд. социол. наук,

Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны,

e-mail: janna.efremovva@yandex.ru

        

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты активного обучения студентов среднего профессионального образования. Представлены возможности интерактивной лекции в среднем профессиональном образовании.

Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения требует новых организационных форм проведения занятий. Одним из важнейших направлений совершенствования подготовки специалистов является внедрение интерактивных форм обучения. В стандартах среднего профессионального образования удельный вес интерактивных занятий не установлен, но в то же время указывается на необходимость их использования.

Интерактивные стратегии ориентированы на доминирование активности студентов в процессе обучения. Интерактивное обучение – это: «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог» [7, с. 17]. Применение активных и интерактивных методов обучения способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности студентов, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности. Таким образом, интерактивные методы более всего соответствуют компетентностному подходу, позволяют сформировать способность организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для профессионального и личностного развития, умение анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, заниматься самообразованием.

Многообразие форм и методов интерактивного обучения не позволяет в рамках одной статьи дать детальную характеристику каждого из них. Наша задача рассмотреть особенности и преимущества современной интерактивной лекции, возможности применения этого метода в среднем профессиональном образовании.

Прежде всего отметим, что, если для системы высшего образования лекция всегда считалась основой учебного процесса, то в среднем образовании эта форма используется в меньшем объёме. Однако большинство педагогов считают, что без использования лекции в среднем профессиональном образовании обойтись нельзя. Лекция является простейшим способом достижения результата максимально полной передачи теоретического материала за ограниченное время, предоставляя при этом преподавателю возможность самовыражения. Лекционная форма проведения занятий в СПО подготавливает студентов к продолжению образования в высшей школе.

Можно согласиться с мнением Л.Б. Эрштейн о том, что «традиционная форма лекций утрачивает своё основополагающее значение как базовый источник информации, нуждаясь в определённой модификации» [10, с. 114]. Одним из главных недостатков традиционной лекции как формы обучения выделяется слабая обратная связь, то есть отсутствие интерактивности как таковой.  

В современной научно-методической и педагогической литературе раскрываются новые инновационные формы проведений лекций, использующие инструментарии интерактивного обучения. Интерактивная лекция – это особое состояние погружения в лекционный процесс, а хороший контакт с аудиторией – это главнейшая задача лектора. Нельзя не согласиться с М.О. Леоновой, что «в процессе интерактивной лекции студенты должны прийти к выводу, что преподавателя можно и нужно спрашивать», что преподаватель будет строить свою лекцию в соответствии с их требованиями, что все непонятные аспекты лекции будут объясняться, что, в конечном итоге, лекция направлена на студентов [6].

Современная интерактивная лекция выполняет не только информационную функцию, но, что особенно важно, стимулирует интерес к науке, убеждение в теоретической и практической значимости изучаемого предмета, развитие познавательных потребностей студентов, формирует образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза [1, с. 24].

В специальной литературе, в частности в работах Г.А. Ароновой, М.С. Артюхиной, М.Я. Виленского, Ю.В. Гущина, М.О. Леоновой, Д.В. Чернилевского, описаны следующие формы интерактивных лекций:

- проблемная лекция;

- лекция-визуализация;

- лекция вдвоём

- лекция – «пресс-конференция»;

- лекция-провокация (лекция с запланированными ошибками);

- лекция-диалог;

- лекция-дискуссия;

- лекция с разбором конкретных ситуаций [2, 3,4, 5,6,8].

Рассмотрим особенности проведения интерактивных лекций.

Лекция-диалог. Наиболее распространенной и сравнительно простой формой проведения учебного процесса является лекция-беседа (диалог с аудиторией), предполагающая непосредственный контакт с аудиторией. В ходе лекции преподаватель может задавать вопросы как всем студентам вместе, так и каждому по отдельности. В зависимости от характера задаваемого вопроса (информационного, проблемного) студенты получают возможность самостоятельно прийти к выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, привлекая тем самым внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы и повышая степень усвоения учебного материала. Задачей преподавателя при организации такой формы занятия является побуждение студентов к мыслительной деятельности, умению рассуждать и делать выводы. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов. Эта форма проведения лекции может использоваться на любом этапе изучения дисциплины. 

Лекция-дискуссия. Отличительной особенностью лекции-дискуссии является то, что преподаватель при изложении учебного материала использует ответы студентов на поставленные вопросы, организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Преподаватель составляет перечень вопросов и темы для обсуждения в зависимости от интеллектуального уровня аудитории и конкретных дидактических задач, которые он ставит перед собой для данных учащихся. Эта форма проведения лекции может использоваться как форма опережающего обучения, так требует от студентов предварительного знакомства с предметом обсуждения. Данный метод позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, управлять коллективным мнением группы и использовать его в целях убеждения.

Лекция с разбором конкретных ситуаций. Лекция с разбором конкретных ситуаций по форме аналогична лекции-дискуссии, однако на обсуждение преподаватель выносит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи. Чтобы сосредоточить внимание обучающихся, ситуация подбирается достаточно характерная и острая. Однако это может потребовать слишком много учебного времени на ее обсуждение. Вот почему подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рассматриваемых вопросов.

Проблемная лекция. Суть проблемной лекции заключается в том, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. На проблемной лекции студент находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории. Как отмечает Г.А. Аронова, при проведении лекций проблемного характера процесс познания обучаемых приближается к поисковой, исследовательской деятельности. [2]. Новое знание усваивается как личностное открытие еще не известного для себя знания. Это формирует мыслительную активность обучаемых, порождает их познавательную активность. Проблемные лекции также можно успешно применять на любом этапе изучения дисциплины, в том числе и как вводные лекции.

Лекция вдвоём. Лекция вдвоем представляет собой работу двух лекторов, читающих лекцию по одной теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале как между собой, так и с аудиторией. Основная задача, стоящая перед преподавателями, заключается в том, чтобы диалог демонстрировал культуру совместного поиска решения обсуждаемой проблемы с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее. Такая лекция содержит в себе конфликтность как по форме проведения, так и по структуре изложения материала, студенты активно включаются в мыслительный процесс, сравнивают разные точки зрения на сочетании практики и теории и делают выбор, присоединяясь к одной из них. Очень важно, чтобы преподаватели, использующие такую форму работы, были интеллектуально и личностно совместимы, обладали развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, показывали высокий уровень владения всем предметным материалом [3]. 

Лекция – «пресс-конференция». Методика проведения данной лекции предусматривает ситуацию, когда преподаватель после названия темы лекции предлагает каждому студенту письменно за 2–3 минуты задать ему наиболее интересующие вопросы по данной теме и в течение 3–5 минут систематизирует вопросы по их содержанию. Изложение материала преподносится в виде связного, логического раскрытия темы, причем обязательно давать ответ на каждый заданный вопрос. В процессе чтения лекции студенты имеют право задавать устные вопросы лектору, тем самым отрабатывать умение их формулировать, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения. Данный вид лекции лучше всего использовать в начале и в конце изучаемого курса. В первом случае это позволяет выявить круг интересов студентов, степень их подготовленности к работе, отношение к дисциплине. По окончании изучения темы или всего курса – обсуждение возможностей реализации теоретических знаний на практике.

Лекция-провокация. Лекция с заранее запланированными ошибками как форма занятия позволяет развивать у студентов умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, вычленять неверную или неточную информацию. Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподаватель над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства. Задача обучающегося заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки слушателей по предмету, а тот в свою очередь проверить степень своей ориентации в материале. Данный вид лекции лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у студентов сформированы основные понятия и представления.

Лекция-визуализация. В лекции-визуализации передача аудиоинформации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т.д. Данный метод позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет ее систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания. Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. Основная сложность состоит в выборе средств наглядности, их создании и режиссуре всей лекции в целом. Большую роль здесь играют такие факторы как графический дизайн, цвет, оптимальность сочетания словесной и визуальной информации, технических средств и традиционных наглядных материалов, дозировка в подаче информации, мастерство и стиль общения лектора с аудиторией.

Психологи считают, что при чтении лекции с визуальной презентацией устное слово не должно дублировать тексты слайдов. Это не всегда приемлемо в системе среднего профессионально образования. Отдельные категории студентов СПО испытывают трудности со скорописью, краткосрочной памятью и пониманием некоторых слов, поэтому нуждаются в презентации в качестве суфлёра, позволяющего восполнить неотраженную информацию без ущерба для одногруппников и, не нарушая запланированный темп занятия. Помимо учебного материала презентация может содержать и элементы организации учебной пары: выдержки из технологической карты, задания, вопросы. В целом,  можно согласиться с мнением, что «квалифицированно составленная электронная презентация – де-факто самостоятельный полноправный участник, субъект занятия, как преподаватель и студенты». [9]

Особое внимание необходимо обратить на организацию внеаудиторной работы: интерактивные лекционные курсы, варианты интерактивных упражнений и видео-лекции для самостоятельного изучения. Наконец, большое значение при использовании интерактивных лекций в СПО имеет методическое обеспечение: оригинальные технологические карты, рабочие тетради  или универсальные макеты интерактивных лекций, которые бы стали опорной базой для дальнейшего творческого наполнения каждого занятия, существенно сокращая время преподавателя на его подготовку и облегчая студенту освоение учебных программ.

Таким образом, преимущества применения интерактивной лекции в учебном процессе очевидны. Они заключается в том, что полученные знания и умения более глубоки, систематизированы, прочнее запоминаются и легче актуализируются; повышается интерес к содержанию предмета; улучшается профессиональная подготовленность будущего специалиста.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

2. Аронова, Г.А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/513950/.

3. Артюхина, М.С., Теоретико-методологические основы проведения интерактивных лекций / М.С. Артюхина, О.И. Артюхин // Педагогические науки. – 2013. - № 11. – С. 304 – 308.

4. Виленский, М.Я. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 144 с.

5. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Электронный ресурс] // Психологический журнал  Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 2, 2012 г.– Режим доступа:  http: www.psyanima.ru.

6. Леонова, М.О. Лекционный метод преподавания. Интерактивные лекции [Электронный ресурс] // Вестник КАСУ: онлайн версия журн. – 2008. - № 2. – С.153 – 163. URL. Режим доступа: http: //www.vestnik-kafu.info/journal/14/538/.

7. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.

8. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

9. Шайкин, А.А. Интерактивная лекция как универсальная форма учебного занятия в колледже. [Электронный ресурс] // Инфоурок.– Режим доступа: http: //infourok.ru.  

10. Эрштейн, Л.Б. Активная лекция как способ повышения качества образования в вузе и аспирантуре / Л.Б. Эрштейн // Вестник высшей школы Alma mater. – 2013. - № 10. – С. 114-116.

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1116 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика