Понедельник, 20.05.2024, 00:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Инновационные технологии обучения в образовании

УДК  378

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

И.А. Шалаев, старший преподаватель кафедры «МЭиС»,

ФГБОУ ВО «ПГУ», г.Орел,

e-mail: viper18111988@yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье идет речь о роли и значении инновационных технологий в системе высшего образования.

Реформирование сферы образования, обусловленное Болонским процессом, с одной стороны, изменяющиеся социально-экономические условия (противоречие между ожиданиями потребителей образовательных услуг и реальной ситуацией рынка труда, формирование инновационных основ экономики) - с другой, потребовало качественных изменений российского образования и системы высшего профессионального образования в частности. Поэтому не случайно сегодня остро стоит вопрос не только о повышении устойчивости и конкурентоспособности образовательных учреждений, но и об изменении существующей образовательной модели. В связи с этим система образования в России переживает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Основой  федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения становится  компетентностный подход обучения, на реализацию которого направлены  основные образовательные программы (ООП).

Под компетентностным подходом принято понимать совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организацию образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Исходя из основных тезисов компетентностного подхода формируются следующие принципы: 1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у обучающихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта; 2. Основой обучения становятся действия и операции, относящиеся к профессиональным навыкам, которые нужно получить; 3. Оценка результатов обучения основывается на анализе уровня усвоения студентом профессиональных компетенций в свете выбранной профессии.

В современном мире требования к выпускникам учебных учреждений  на рынке труда меняются: необходим переход от хорошего специалиста – к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник – это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу. Ценностью становятся не знания, которыми обладает выпускник, а умение и практический опыт их применения.

Для реализации программы ФГОС III + и подготовки конкурентноспособных выпускников системы высшего образования необходимо внедрение инновационных образовательных технологий.

Под образовательной инновационной технологией понимается системный метод создания, применения и детерминирования учебного процесса, а также усвоения знаний с учётом взаимодействия технических, технологических, материальных, организационных, человеческих и прочих ресурсов. Другими словами, инновационная образовательная технология (ИОТ) представляет собой комплекс из таких взаимосвязанных составляющих, как:

- современные методы и методология обучения – интерактивные и активные способы формирования компетенций, базирующиеся на взаимодействии преподавателя и активном вовлечении в учебный процесс обучающихся;

- актуальный контент – необходимое и отвечающее современным реалиям содержание учебного материала, предполагающее не только освоение предметных знаний, но и развитие профессиональных компетенций;

- высокоразвитая инфраструктура обучения – информационная, техническая, технологическая, организационная и коммуникационная составляющая учебного процесса, позволяющая использовать преимущества форм обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий [1].

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний, дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности, создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться, стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [5].

В связи с этим особый интерес вызывают инновационные методы обучения, так как они способствуют решению следующих задач:

  • эффективное усвоение знаний;
  • формирование навыков практических исследований, позволяющих принимать профессиональные решения;
  • позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности;
  • формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность;
  • развивают творческие способности;
  • создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.

Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как инновационный метод обучения, надо отметить, что он помогает раскрыть поисковые возможности будущего профессионала.

При проведении занятий в виде «мозгового штурма» решается несколько задач: используется метод, применяемый в профессиональной деятельности будущего специалиста, экспертные группы с помощью рабочих гипотез рассматривают самые разнообразные идеи, доказывают важность решения придуманной или взятой из реальной действительной ситуации, получают опыт организации и проведения инновационного занятия.

Используя такую организационную форму как учебное моделирование научного исследования, студенты применяют полученные ими ранее знания по методике сбора данных, осваивают исследовательские процедуры.

Проектная деятельность студентов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой социальный проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами, а также мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя.

Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) – метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуации; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятий. По мнению студентов, они ощущают себя на таких занятиях участниками социальных действий.

На современном этапе развития нашего общества возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и методики обучения будущих специалистов [2].

В современных условиях глобализации и конвергенции образовательных рынков и становление общего образовательного пространства высокое качество образования прочно ассоциируется с целями Болонского процесса: академическая мобильность, признание дипломов, введение кредитных систем, инвариативные технологии обучения и управления знаниями.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда [3].

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

Изменяющаяся социально-экономическая ситуация в современной России обусловила необходимость модернизации образования, переосмысление теоретических подходов и накопившейся практики работы учебных заведений.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.

В последние десятилетия в педагогической практике начали широко применяться различные образовательные технологии, хотя мысль о технологизации процесса обучения высказывал ещё Я.А. Коменский почти 400 лет назад. Он призывал сделать обучение «техническим», т.е. таким, чтобы всё, чему учат, имело успех.

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с воспитанниками и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы [6]. Длительное время считалось, что достаточно найти какие-то приёмы или методы – и желаемая цель будет достигнута. Постепенно педагогическая практика накопила много средств, методов и форм обучения и воспитания, но результаты их применения были не всегда однозначны.

Очевидно, что оптимизация педагогического процесса путём совершенствования методов и средств, является необходимым, но не достаточным условием. Отбор методов, средств и форм должен совмещаться с реализацией конкретной цели и отработкой системы контроля показателей обучения и воспитания. Этому и призвана помочь технологизация педагогического процесса.

Преимущества применения инновационных технологий – меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, так как определяется всей совокупностью компонентов инновационного образовательного процесса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апатова Н.В. Информатизация и инновационное развитие. // Экономика и управление, 2007, № 4-5, – С. 74–79.
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000.
  3. Жуков Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
  4. Маликова Н.Р. О некоторых инновационных методах преподавания социологии // Социс. 2002. № 2.
  5. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов / М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  6. Сорокин Н.Д. Об инновационных методах в преподавании социологических курсов // Социс. 2005. № 8.

 

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 748 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика