Воскресенье, 19.05.2024, 17:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Инновационные образовательные технологии в преподавании дисциплины «Инженерная графика»

УДК 377.784

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

 

Е.В. Осит, преподаватель,

Технологический институт им. Н.Н. Поликарпова ФГБОУ ВО ПГУ, г. Орел

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые проблемы повышения инженерно-технической подготовки студентов технических специальностей, рассмотрены современные образовательные технологии в преподавании дисциплины «Инженерная графика».

Компетенция — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач (1).

Дисциплина «Инженерная графика» как элемент общепрофессиональной подготовки имеет немаловажное значение в создании фундаментальных знаний и умений будущего специалиста машиностроительного профиля. Технические достижения и социальные изменения начала XXІ века предъявили новые требования не только к инженерной деятельности, инженерному образованию, но и к рабочим специальностям.

При изучении содержания дисциплины необходимо показывать применение изучаемых знаний для выполнения определенных практических действий, для решения проблем, возникающих в процессе изучения других общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, а также проблем, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности.

Для более эффективного обучения были внедрены в педагогический процесс элементы таких технологий, как игровая технология и технология группового обучения. Графическая подготовка является непрерывной для технических специальностей на протяжении всего периода обучения, а не ограничивается изучением на втором курсе «Инженерной графики». Большую роль здесь играет курсовое и дипломное проектирование в рамках профессиональных модулей.

Инженерная графика - одна из немногих учебных дисциплин, которая идеально интегрируется в компьютерные технологии и предполагает возможность широкого использования интерактивных дидактических средств, автоматизированных обучающих систем, мультимедийных средств представления информации, тестового контроля.

В современных условиях все шире используется внедрение компьютерных графических программ в учебный процесс. ФГОС СПО для технических специальностей ставит одной из важнейших задач умение разрабатывать различные чертежи с использованием информационных технологий. Преподаватели столкнулись со многими трудностями, начиная от неумения студентов элементарно владеть компьютером на уровне пользователя до нехватки количества часов, выделенных на занятия. Тем не менее, не смотря на трудности, компьютерные технологии являются мощным инструментом в реализации методов геометрии и графики и позволяют моделировать практически любые конструкции. Таким образом, наши выпускники должны уметь работать в качестве пользователей в графических системах, позволяющих создавать чертежно-конструкторскую документацию.

Работа на компьютерах построена так, что студенты не просто изучают графический пакет – Auto CAD или КОМПАС, а продолжают изучение инженерной графики. Наиболее эффективно организовать процесс обучения параллельно, сочетая ручную графику и выполнение чертежей на компьютерах. Следует отметить, что студенты изучают компьютерную графику очень заинтересованно, и даже слабые студенты на таких занятиях работают с большим интересом. В дальнейшем наши студенты применяют полученные навыки работы в графических редакторах при изучении междисциплинарных курсов профессиональных модулей. Конечно, за современными информационными технологиями большое будущее, но развитие у студентов пространственного воображения невозможно, используя только компьютер. Часть графических работ студенты выполняют на бумаге, а часть – на компьютере. Выполнение работ на бумаге является обязательным, так как каждый технически грамотный специалист должен владеть чертежным инструментом. Чтобы достичь профессионального творческого мышления, необходимо обучение традиционным графическим приемам эскизирования.

В результате обучения предыдущим стандартам студент должен обладать определенным уровнем знаний, умений и навыков, которые можно было проконтролировать. Мы их контролировали и контролируем, понимая суть, средства и методы реализации этого процесса. То, что знания, умения и навыки сейчас тоже нужны, никто не отрицает, но в новом стандарте утвержден новый подход к обучению и новая мера качества подготовки – компетенция и компетентность. Если нужна новая мера, то нужна и ясность в части ее применения, а ее нет не только на уровне преподавательском, но и на более высоком уровне. Ясность эта очень нужна, иначе результаты обучения в компетентностной модели каждый будет измерять по-своему (сейчас по-старому) и истину найти будет трудно.

Принципиальное отличие нового стандарта (ФГОС) от имеющегося ранее – это компетентностный подход к образованию. В стандарте ФГОС СПО описаны требования к результатам освоения основных образовательных программ, согласно которым выпускник должен обладать определенным набором общекультурных и профессиональных компетенций, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.

Выберем общие и профессиональные компетенции, которые формируют инновационную восприимчивость и навыки, соответствующие международным требованиям, на примере ФГОС СПО по дисциплине «Инженерная графика» специальности 15.02.08 «Технология машиностроения». Согласно ФГОС техник должен обладать общими компетенциями (2), включающими в себя способность:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития.

Техник должен обладать профессиональными компетенциями (2), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

  • ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
  • ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
  • ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
  • ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
  • ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные быстро адаптироваться в новых социально-экономических условиях. Работодатели все чаще заинтересованы не столько в квалификации сотрудников, сколько в их компетентности, способности работать в группе, инициативности, умении успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Таким образом, с одной стороны, создан огромный перечень компетенций, который понять и применить для целей их формирования и измерения результата обучения весьма затруднительно. В стандарте ничего не говорится о том, как соотносятся знания, умения и навыки, формируемые в дисциплинарной модели, с компетенциями в новой.

 Компетентностный подход предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, методам, педагогическим технологиям, организации педагогического процесса (3).

Через графическую деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление. Развитие пространственного мышления тесно связано с интеллектом человека. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выпускников школ, где очень небольшое количество часов на предмет «Черчение» или его вовсе нет. Большую роль играет самовнушение и микроклимат в учебных группах. В новых условиях обучения большая доля учебного материала отводится на самостоятельное изучение студентами. В связи с этим возникла необходимость разработки такого пособия, которое сконцентрировало бы в себе и краткое изложение теоретического содержания, и необходимый объем практических работ с примерами их выполнения. Таким средством обучения стал практикум по дисциплине «Инженерная графика». Он представляет собой дидактическое средство обучения студентов, которое помогает студентам экономить время. Такое пособие по дисциплине освободило студентов от поиска информации, повысило интерес к дисциплине. Важнейшим условием эффективности обучения является наличие оперативной обратной связи, которая позволяет судить об успешном освоении той или иной темы. С этой целью проводятся контрольные мероприятия: письменный опрос, тестовый контроль, выполнение индивидуальных заданий. Полученные результаты позволяют и студентам, и преподавателю скорректировать собственные действия. Специфической особенностью изучения графических дисциплин является индивидуализация обучения и контроль преподавателем работы каждого студента.

При чтении лекций по дисциплине «Инженерная графика» используются электронные презентации формата Microsoft Power Point, состоящие из набора слайдов. Основой таких лекций является набор электронных слайдов, передающий на экран всю графическую информацию. Студентам интересны наглядные красочные изображения, они осваивают материал быстрее и лучше запоминают содержание. При изложении материала с помощью электронной презентации время лекции и практического занятия используется эффективно. Преподавателю не надо изображать решение какой-либо задачи у доски, ведь всю последовательность решения можно поместить на отдельных слайдах. Слайды заменяют плакаты, таблицы при изображении достаточно объёмной графической информации. Использование компьютера на занятиях значительно облегчает работу преподавателя, экономит время. В отличие от традиционных видов наглядных средств электронные презентации могут быть не только использованы в процессе чтения лекции по «Инженерной графике», но и предложены студентам на электронных носителях.

Таким образом, современный учебный процесс должен быть направлен на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Наши основные направления работы по реализации ФГОС СПО - это активизация поведения и мышления учащихся, развитие интереса к предмету, вовлечение учащихся в познавательный поиск, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию, развивать индивидуальные способности.

Профессиональными качествами выпускников технических специальностей являются: техническая грамотность, творческий подход к выполняемой работе, развитое пространственное мышление, умение ориентироваться в конструкторской и технологической документации, использование возможностей компьютерной техники, готовность к постоянному самообразованию, которые невозможно сформировать без качественно нового подхода в преподавании дисциплины «Инженерная графика».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Редькин В.Ф. Инженерная графика с основами проектирования // «Технические науки – от теории к практике»: материалы Х международной заочной научно-практической конференции. (28 мая 2012 г.); [под ред. Я. А. Полонского].  Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. с 7-13.

2. ФГОС СПО по дисциплине «Инженерная графика» специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» и основная образовательная программа.

3. Лисицына Л. С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. – 147 с.

 

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1275 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика