Воскресенье, 19.05.2024, 17:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Информатизация образования: вопросы слияния традиционных и новых методов преподавания спецдисциплин

УДК 372

 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ВОПРОСЫ СЛИЯНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦДИСЦИПЛИН

 

М.О. Лихман, старший преподаватель,

Ливенский филиал ПГУ, г.Ливны,

e-mail: duches59@mail.ru

 

Аннотация. Во второй половине 20 века человечество вступило в новый этап своего развития. В этот период начался переход от индустриального общества к информационному. Процесс, обеспечивающий этот период, получил название информатизации.

Тезис известного исследователя массовых коммуникаций: «Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий», получил новое подтверждение. Информационные и коммуникационные технологии расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык. Представление о важнейшей функции языка - получение и передаче с его помощью знания- сложилось исторически: язык – специфическая система связи, или коммуникации. Вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний: письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, на конец сеть Internet.

Информация и коммуникация были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективности решения личных профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Сохраняя свою самобытность, они будут использовать преимущества глобализации, когда люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах, благодаря легкости и оперативности коммуникаций могут работать над одним целостным проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами

Процесс перехода от индустриального общества к   информационному происходит не одновременно в различных странах, он характеризуется также и разными темпами развития . Первыми на этот путь в конце 50-х начале 60-х годов 20века США, Япония и страны Западной Европы. В этих государствах, начиная с 60-70-х годов, проводится политика повсеместной информатизации всех сфер деятельности человека. Были разработаны и приняты на государственном уровне программы информатизации информатизации с целью наиболее полного использования информационного ресурса для экономического, социального и культурного развития общества. Предполагается, что США завершит переход к информационному обществу к 2020г., Япония и основные страны Западной Европы к 2030-2040 г.

По предварительным оценкам  в России этот процесс завершится к 2050 г. при условии стабильной экономической и политической обстановки в стране. По мнению специалистов, любая страна, насколько бы индустриально развитой она не была, перейдет в разряд стран третьего мира, если опоздает с информатизацией.

Информатизация – необходимое условие научно- технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе .

Информатизация – это создание, развитие и всеобщее применение информационных средств и технологий, обеспечивающих достижение и поддержание уровня информированности всех членов общества, необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни в обществе. При этом информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре. Научным фундаментом процесса информатизации  общества является новая дисциплина- информатика. в широком смысле информатика- это наука об информационной деятельности, информационных процессах и их организаций в человеко –машинных системах.

Информационное общество имеет следующие основные признаки:

  • большинство работающих в информационном обществе (около 80 %) занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг;
  • обеспечены техническая, технологическая и правовая возможности доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемное время к нужной ему информации (за исключени6м важных и государственных секретов)
  • информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной средой (инфсферой), которая включает деятельность человека по созданию, переработки, хранению, передаче и накоплению информации.

В соответствии с учением В.И. Вернадского о ноосфере, инфосферу можно рассматривать как третий после техносферы и энергосферы этап преобразования биосферы в ноосферу – сферу разума. Можно утверждать, что у человечества нет другой альтернативы, которая бы позволила не только сохранить человека как биологический вид, но и обеспечить возможность дальнейшего поступательного развития общества.

В последние годы в России, а также во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Ярким свидетельством этого является позиция России в области государственной политики в сфере образования, изложенная в национальном докладе России II-му Международному конгрессу ЮНЕСКО “Образование и информатика” .

Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие весьма радикальные социальные изменения. Она существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей и сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступивший XXI-й век будет веком информации;

Функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему – проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования.

Анализ показывает, что несмотря на весьма впечатляющие возможности последних моделей информационной техники, можно вполне обоснованно прогнозировать, что в ближайшие годы наука и технология предъявят миру еще не одно удивительное достижение в области развития информатики, информационной техники и высокоэффективных информационных технологий;

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что дальнейшее стремительное развитие информатики и широкое внедрение ее достижений в социальную практику приведут к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и с исторической неизбежностью будет распространяться от них по всему миру.

Развитие глобального процесса информатизации, уже начавшегося в развитых странах, переход к формированию нового информационного уклада жизни ставят перед системой образования новую глобальную проблему подготовки миллионов людей к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного общества. Это требует принципиально новых подходов к проблеме информатизации сферы образования.

Сегодня уже общепризнанно, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты. Ведь система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде общества и практические умения использовать ее возможности, но также формировать у них новое мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизнедеятельности самого человека.

Таким образом, проблема информатизации сферы образования уже не может больше рассматриваться лишь как инструментально-технологическая или как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо ставить вопрос об изменении целей образования, его принципиально новой ориентации на проблемы информационной цивилизации.

В условиях существенного возрастания социальной роли информации в жизни общества и ускорения процесса информатизации социального пространства необходимо перейти в системе образования на новые принципы изучения информатики как фундаментальной науки и общеобразовательной дисциплины. При этом информатика должна стать не только эффективным средством поддержки педагогического процесса, но и весьма важным и необходимым предметом как технического, так и гуманитарного образования.

Пути реализации нового подхода к проблеме информатизации образования состоит в том, что впервые для системы образования предлагается целостный научно-методический подход к изучению теоретических, технических и социальных проблем информатики как фундаментальной науки об информации и информационных процессах в природе и обществе;

проект имеет инновационный характер, так как он ориентирован на принципиально новые условия и проблемы постиндустриального информационного общества, на подготовку человека к жизни и деятельности в этом обществе;

проект предполагает разработку, апробацию и внедрение во всех звеньях системы образования комплекса новых базовых программ по курсу фундаментальной информатики, имеющих модульную структуру, которая позволяет варьировать состав и содержание проблемных модулей в зависимости от особенностей использования этого курса в конкретном учебном заведении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Социальная инноватика в управлении: вопросы и ответы, структурно-логические схемы. Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Муниципальный мир, 2004. – 288с.

2.Экономика знаний. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. спб.: Питер, 2003.- 528с.

3.Наумкин Н. И. Инновационные методы обучения в техническом вузе / Н. И. Наумкин; под ред. П.В. Сенина, Л.В. Масленниковой, Э.В. Майкова – Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2007. – 122 с.

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 931 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика