Воскресенье, 19.05.2024, 20:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » ФГОС и их реализация в образоват. деятельности » 1. Инновационные образовательные технологии в образовании

Имитационные технологии обучения в учебном процессе, как средство формирования профессиональных компетенций

УДК 372

 

ИМИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Е.М. Харькова преподаватель,

Ливенский филиал ПГУ, г. Ливны

 

Аннотация. Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план, как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования. Внедрение компетентностного подхода в образовании предполагает внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, которые обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов.

Общепедагогической целью профессионального образования является профессиональная модель выпускника. То есть, к девятнадцати-двадцати годам (возраст выпускника) средней профессиональной образовательной системой должен быть подготовлен компетентный в своей профессиональной области специалист.

Специалист такой квалификации, которая удовлетворяет не только требованиям государственного образовательного стандарта, но и требованиям рынка труда и позволяет быстро адаптироваться в изменяющихся условиях профессиональной среды.

Преимуществом среднего профессионального образования является продолжительная практика, в процессе которой студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и освоить профессиональные компетенции.

В системе прохождения профессиональной практики действуют следующие негативные факторы:

- слабая материально-техническая оснащенность учебно-производственных мастерских, оборудование которых исчерпало ресурс или сильно устарело морально;

- низкая взаимосвязь и преемственность между всеми видами практики, в результате чего часто во время прохождения всех видов практики студенты выполняют одинаковые функциональные обязанности. Кроме того в период практики студенты, как правило должны занимать последовательно несколько рабочих мест с учетом того, чтобы за время практики пройти полный цикл основных видов работ;

-отсутствие заработной платы во время прохождения практики. Наличие финансовой незаинтересованности часто заставляет студентов работать во время прохождения практики не по профилю специальности.

Перечисленные выше факторы, действующие во время прохождения профессиональной практики, вызывают у студентов учреждений среднего профессионального образования снижение интереса к будущей профессиональной деятельности. (Слайды 3-6)

Одной из прогрессивных форм организации учебного процесса является имитационная технология обучения, которая позволяет проектировать элементы образовательной деятельности на рабочем месте, создавать имитацию будущей реальной профессиональной деятельности студента, показать на практике межличностные отношения в рыночных условиях, а так же самореализоваться, развить творческий потенциал.

Имитационная технология обучения предполагает сочетание практического и теоретического обучения студентов, проведение всех видов практик, а так же совершенствование интегрированных профессиональных знаний студентов, обучение деятельности на рабочем месте при помощи внедрения реальной ситуации, возможности студентам получения опыта работы с участием в реальном бизнесе, совершенствование профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности. Содержание профессиональных компетенций в свете научных подходов формируется под влиянием внешних и внутренних факторов: - социального заказа рынка труда; - требований государственного образовательного стандарта к квалификации специалиста, требований работодателей к профессиональной квалификации выпускника; - организационных и педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование профессиональных компетенций студентов.

Вопросы оценивания уровня освоения профессиональных компетенций сейчас активно обсуждаются.

Любой материал может быть освоен на 3х уровнях.

1 уровень — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 уровень — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 уровень — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Можно предложить следующую шкалу оценки уровня освоения профессиональных компетенций:

- не освоено;

- освоено на репродуктивном уровне (студенты пользуются подробными инструкциями при выполнении того или иного вида профессиональной деятельности, работают по заданному алгоритму, не проявляют аналитических и творческих способностей);

- освоено на продуктивном уровне (студенты не пользуются подробными инструкциями при выполнении того или иного вида профессиональной деятельности, проявляют способности к анализу и творчеству при выполнении профессиональных задач, самостоятельно выбирают те или иные профессиональные действия).

Формирование профессиональных компетенций является важным условием социального партнерства учебного заведения и работодателя.

Постоянное социальное партнерство с работодателями, то есть внедрение системы централизованного распределения специалистов в учреждениях среднего профессионального образования, возможность подготовки студентов по целевому заказу, приводит к возможности дальнейшего трудоустройства и наличию рабочих мест для прохождения производственной практики, в результате чего будущий специалист получает практические навыки.

 

ЗАДАНИЯ, ИМИТИРУЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ

1. Изучить технологический процесс получения заготовки и обработки детали.

1.1Деталь – Вал. Материал – Сталь 20, предел прочности σ=500МПа (50кг/см2). Плотность материала =7,8*10-3кг/см2    Размеры детали в таблице.

 

1.2 Необходимо выбрать способ получения заготовки (охарактеризовать способы):

а) прокат

б) поковка

2.         Необходимо обработать заготовку по наружной поверхности, выдержав размеры Дд и Lд.

Станок токарно-винторезный 16К20.

Резец: токарный, проходной, прямой, правый, В*Н=16*25, с пластинкой твердого сплава Т5К10

φ=45о; φ1 = 20о; γ = +15о; α = 5о; λ=0.

2.1  Начертить эскиз обработки.

2.2  Назначить режим резания:

2.3 Определить норму основного времени:

 

3. Оформить операционную карту обработки детали.

Варианты заданий

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Д

36

34

32

30

28

26

24

22

20

18

16

38

40

42

44

46

48

30

25

24

38

28

44

32

24

L

50

40

30

25

20

42

34

50

42

34

40

42

50

52

50

52

50

40

42

50

44

36

52

42

45

 

4. Рассчитать токарный резец.

5.Выполнить чертеж токарного резца.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ануфриев Б.Ф. Современные интерактивные методы обучения экономистов и менеджеров - http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003/6/127.html

2.Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.

3.Интерактивные методы обучения http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8

4.Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

5 Макарова Е.Л. Использование интерактивных форм обучения для повышения эффективности образовательного процесса http://www.smtueco.ru/en/items/interactive-forms-of-learning

6.Методы обучения http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения

7.Суворова Н. "Интерактивное обучение: Новые подходы" М., 2005.

8.Федеральные государственные образовательные стандарты http://mon.gov.ru/dok/fgos/

 

Категория: 1. Инновационные образовательные технологии в образовании | Добавил: Zvyagina (17.02.2016)
Просмотров: 1659 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика