Понедельник, 06.05.2024, 12:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 7. Методика и организация социально-культурной деятельности в образовательном учреждении

РОЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 37.037

РОЛЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

И.В. Иванцова, преподаватель физической культуры,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г.Ливны

Аннотация. В статье изложена роль здорового образа жизни, рассмотрена его структура. Изучено положительное влияние физического воспитания на организм человека. Необходимость ведения здорового образа жизни студентами раскрыта и рассмотрена на примере студентов Ливенского филиала.

Для современных студентов вопрос физического здоровья и воспитания на сегодняшний день становится одной из актуальных проблем.

На данный момент молодежь больше других взрослых подвержена отрицательному воздействию окружающей среды, главной причиной являются нарушение физической и психической адаптации к новым изменяющимся условиям жизни, обучению, стрессу.

Существует большое количество определений ЗОЖ. Наиболее точным определением, на наш взгляд является определенный набор методов и форм, ежедневной физической и культурной жизни человека, которые основаны на общеобязательных и индивидуальных ценностях, нормах и укрепления организма.

ЗОЖ обеспечивает гармоничное развитие, сохранение и укрепление здоровья, высокую эффективность, а так же позволяет выявить прагматику качества, необходимые для динамичного развития общества.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - индивидуальная система поведения и привычек человека в повседневной жизни, направления сохранения и улучшения своего здоровья.

Здоровый образ жизни включает:

- Рационально ориентированный режим дня;

- Активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой;

- Рациональное питание;

- Выполнение правил и требований личной гигиены;

- Закаливание;

- Отказ от вредных (пагубных) привычек.

Здоровый образ жизни положительно влияет на организм и качество личности. В поведении проявляются собранность, ощущение своей физической привлекательности, оптимистический настрой, умелое общение, высокая жизненная энергия, умение организовывать свой досуг. В психологическом отношении отмечается хорошее самочувствие, хорошая работоспособность, снижение заболеваемости и болезненных ощущений, более быстрое восстановление после умственной или физической деятельности, улучшение деятельности основных систем организма.

Чтобы сформировать здоровый образ жизни студента, следует учитывать следующий распорядок дня: во-первых, вставать в одно и то же время каждый день, во-вторых, стараться регулярно выполнять утренние упражнения, в-третьих, выполнять работу в установленные часы, в-четвёртых, альтернативная психическая и физическая работа, в-пятых, соблюдать правила личной гигиены.

Создание здорового образа жизни для студентов в учебном процессе является важной задачей общества. Необходимо внедрить знания в образовательный процесс, направленные на формирование здорового образа жизни с самого раннего возраста и воспитание себя. Таким образом, на основе всех изложенных факторов можно сделать вывод, что здоровый образ жизни выполняет огромную роль в жизни молодежи и в образовательном процессе.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полного выполнения социальных функций.

Занятия физкультурой и спортом должны обязательно приносить человеку удовольствие и радость. Как сказал В.В. Путин: «Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Здоровый образ жизни помогает выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье , поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь»

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Вовлекая студентов в процесс физического воспитания и самосовершенствования, можно влиять на саморазвития их культуры здоровья. Функция учебного заведения состоит в создании развивающего пространства для коллектива в целях и каждого студента в частности с целью непрерывного развития  у них потребностей в здоровом образе жизни валеологического создания, что позволит им сохранить и укреплять свое здоровье в повседневной жизни.

Организация учебного процесса должна содержать механизм, обеспечивающий постоянную включенность каждого студента в систему валеологических отношений. Всем хорошо известно, что личностью не рождается. Человек становиться личностью в процессе своего развития. Огромное количество факторов влияет на становление личности, в том числе и здоровье, образ жизни, воспитание, круг общения и многое другое. При условии что все эти факторы соединены в разумное сочетание, вероятность того, что человек вырастет полезным обществу возрастет в много раз.

Каждый студент в соответствии с индивидуальными особенностями своей соматической и нервно-психической организации способен выполнять какой-то определенный комплекс движений, действий. Характер работы на обязательных занятиях по физической культуре определяется теми средствами  и методами, которые целенаправленно развивают необходимые физические качества и двигательные навыки. Важнейший фактор здорового образа жизни – двигательный режим.

Знаменитый русский физиолог И. М. Сеченов писал, что все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности окончательно сводится к одному лишь явлению – мышечному движению. Многочисленными исследованиями показано, что одной из основных причин болезней сердца и сосудов, составляющих в индустриально развитых странах до 58% смертности, являются такие особенности образа жизни, как неправильный характер питания, вредные привычки, низкий уровень двигательной активности.

Чтобы быть здоровым необходимо выработать свой стиль жизни, который позволил бы постоянно поддерживать здоровье в любом возрасте. Перед современным преподавателем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности студентов на занятии. Для этого необходимо, чтобы студенты испытывали интерес к физическим упражнениям, стремились развить необходимые физические и психические качества и получить удовлетворение от этих занятий. Двигательная активность каждого студента даст возможность в выборе занятий в данном виде спорта, отношения к физической культуре и самовоспитанию.

В нашем филиале в индивидуальном плане преподавателя по физической культуре организация и проведения внеаудиторных мероприятий составлены с учетом интересов студентов, например: участие в городском «Дне здоровья», флешмоб «На зарядку становись!», соревнования по волейболу «Кубок дружбы» со студентами ЛСТ, турнир по минифутболу среди студентов 1-2 курсов СПО, соревнования по минифутболу со студентами ЛСТ, студенческие баталии, легкоатлетическая эстафета посвященная 75 лет со Дня Победы (1-4курс), соревнования «Веселые старты», посвященные Дню защиты детей (1-2курс).

Спортсмены Ливенского филиала участвуют во всероссийских, областных и городских соревнованиях по видам спорта: армрестлинг, настольный теннис, волейбол, минифутбол, легкая атлетика, сдача норм комплекса ГТО, гиревой спорт.

Наши команды добивались высоких результатов (выполнили 15 первых взрослых спортивных разрядов), были чемпионами кубка города Орла по армрестлингу, а также призеры по другим видам спорта.

Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Физическая культура: учебник/ В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. – М.:КНОРУС, 2016. – 256с. – (СПО)
  2. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, С.В. Кузнецов. – 12-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 480 с.
  3. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под общ. Ред. Г.В. Барчуковой. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2015. – 368 с.
  4. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения: Учебник / И.С. Барчуков. - М.: КНОРУС, 2014.
Категория: 7. Методика и организация социально-культурной деятельности в образовательном учреждении | Добавил: Zurbiz (18.12.2019)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика