Понедельник, 06.05.2024, 01:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 7. Методика и организация социально-культурной деятельности в образовательном учреждении

О СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИВЕНСКОГО ФИЛИАЛА ОГУ ИМ. И.С. ТУРГЕНЕВА

УДК 377

О СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИВЕНСКОГО ФИЛИАЛА ОГУ ИМ. И.С. ТУРГЕНЕВА

 

Г.Д. Дорохова, канд. пед. наук,
Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: dekdor@eandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается система воспитательной деятельности Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева по формированию личности будущего специалиста – разносторонне развитого, компетентного, востребованного, имеющего творческий потенциал. Показано, что в организации воспитательной работы с обучающимися уделяется большое внимание проектной деятельности, студенческому самоуправлению, работе студенческих клубов, центров и творческим коллективам, которые и образуют социокультурную среду воспитательного пространства филиала.

Концепцией модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности. Поэтому профессиональная образовательная организация призвана решать задачи не только становления специалиста, но и формирования личностных качеств обучающегося с учетом будущей производственной деятельности.

Воспитание – явление общественно-историческое, так как осуществляясь в конкретном социокультурном пространстве, несет на себе черты конкретной эпохи. Поэтому социальный заказ современного воспитания совпадает с социальным заказом современному профессиональному образованию - воспитание мобильности, способности к самоизменению и саморазвитию, ориентация на качество, профессионализм, формирование и развитие гражданской ответственности и правового самосознания.

Система воспитательной работы строится в соответствии с основными законами, Постановлениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными документами по развитию воспитания студентов в системе образования РФ.

Для организации воспитательной работы в филиале разработаны:

- программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних студентов Ливенского филиала ОГУ им.И.С. Тургенева;

- программа воспитания социально активной личности студента Ливенского филиала ОГУ им.И.С. Тургенева;

- программа мониторинга воспитательной деятельности Ливенского филиала ОГУ им.И.С. Тургенева;

- комплексный план социально-воспитательной работы с обучающимися Ливенского филиала ОГУ им.И.С. Тургенева.

Миссия воспитания в филиале с учетом ранее изложенных положений состоит в том, чтобы раскрывать и поддерживать человеческий, профессиональный и творческий потенциал студенческой молодежи, направлять его на решение социально значимых проблем, формировать активную жизненную позицию, отвечающую позитивным социальным ожиданиям. Поэтому основными направлениями воспитательной работы определены следующие:

- гражданско-правовое воспитание;

- патриотическое;

- духовно-нравственное воспитание;

- профессионально-трудовое воспитание и содействие занятости молодежи;

- валеологическое воспитание;

- художественно-эстетическое воспитание;

- профилактическая работа.

Концепция воспитательной системы филиала базируется на модели выпускника, предусматривающей следующие ориентиры: 1) грамотный профессионал-специалист, 2) широко эрудированная, нравственно полноценная интеллигентная личность, 3) патриот своей страны, носитель отечественной культуры.

Общие цели и задачи воспитания конкретизируются в работе факультета, кафедр, института кураторства, студенческого самоуправления, образуя систему и формируя социокультурную среду воспитательного пространства филиала.

Не случайно в первом ряду стоит работа по адаптации обучающихся 1 курса. Работа с группами нового набора начинается с диагностики личностных особенностей студентов, выявления уровня их знаний, мотивов обучения, поведения. Большая работа в этом направлении проводится кураторами групп, педагогом-психологом. Итоги диагностической деятельности представляются на заседаниях психолого-педагогического консилиума. Традиционным стал круглый стол по проблемам адаптации студентов-первокурсников.

На формирование и развитие профессиональных и личностных качеств обучающихся направлены воспитательные проекты. При разработке воспитательных проектов учитывается жизненный опыт, психологические и социально-профессиональные особенности, запросы и интересы обучаемых. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что разработка и реализация воспитательных проектов работает на обогащение социокультурной среды филиала новым содержанием и формами, расширяет воспитательные возможности. Внедрение воспитательных проектов было продиктовано логикой системного построения воспитательного процесса.

Разработаны и реализуются социально значимые проекты: «Ливны моей мечты», «Здоровый студент – здоровая нация», «Толерантность – основа мира и культуры», «Мы – верные сыны твои, Россия!», «Дорогою добра», «Победа ради будущего» и др.

При организации внеаудиторной работы по формированию гражданско-правовой позиции студентов были объединены профессиональные знания, практический опыт, творческий подход преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин, технологии машиностроения, сотрудников библиотеки, кураторов групп. Как следствие был создан Центр духовно-патриотического воспитания студенческой молодежи, который объединяет сегодня работу студенческих клубов «Литературные встречи», «Родник», «Дела семейные», клуба волонтеров «Данко», клуба молодых избирателей «Демократ». Работа клубов строится на конструктивном диалоге всех участников заседаний, безусловном уважении позиции студентов, научной обоснованности приводимых фактов и аргументов, практической направленности используемого материала.

Необходимость органичного включения в учебно-воспитательный процесс филиала системы духовно-нравственного воспитания студентов, несущей гуманистические основы общечеловеческих ценностей, позволило создать Центр студенческого творчества, в состав которого входят вокальная студия «Мелодия», танцевальный коллектив «Грация», творческая мастерская «Студенческая волна». Именно формирование этической культуры студентов в образовательном пространстве способствует переходу от «человека образованного» к «человеку культуры». Деятельность творческих коллективов создает особую воспитательную среду, формирующую коммуникативные навыки, позицию активного организатора, помогает получить эмоционально-психологическую реабилитацию. Благодаря стабильному функционированию Центра закладываются и воспроизводятся добрые традиции, позволяющие каждому обучающемуся филиала ощутить себя частью мощного студенческого братства. Кафедры филиала проводят традиционные мероприятия и мастер-классы  по формированию профессионального интереса и популяризации выбранной специальности.

Здоровый образ жизни мы рассматриваем как социальную, общественную и личностную ценность, освоение которой будет способствовать разработке студентами индивидуальных программ физического саморазвития, нацеливать на преобразование окружающей среды. В филиале создан и успешно функционирует Центр здорового образа жизни, в структуре которого работают секции по армрестлингу, настольному теннису, мини футболу. При организации деятельности центра ЗОЖ учитывается комплексное внедрение методов формирования интереса к здоровому образу жизни, создание особой информационной среды, которая не только прямо, но и опосредованно влияет на мироощущение обучающихся, их включение в различные виды и формы, направленные на закрепление и расширение опыта здоровьесообразного поведения. Традиционными мероприятиями по популяризации занятий физической культуры и спорта являются: спортивно-интеллектуальные соревнования «Приключения первокурсников», «Студенческие баталии», «Спорт против наркотиков», соревнования по мини -футболу на кубок филиала и др.

Важным для создания условий самореализации личности является студенческое самоуправление. Активное участие студентов в соуправлении образовательной организацией расширяет сферу применения способностей и умений обучающихся, дает каждому возможность развить талант, проявить инициативу, найти дело по душе (от организаторской деятельности до участия в спортивных секциях, научно-исследовательских объединениях, творческих группах и т.д.). Администрация получает эффективную систему обратной связи со студенчеством, а значит и гибкость в управлении всем учебным заведением.

Организационной формой реализации студенческого самоуправления в филиале является первичная профсоюзная организация студентов. Цель первичной профсоюзной организации студентов – отстаивание интересов студенчества, защита социальных и трудовых прав членов профсоюза, развитие демократических форм управления, формирование активной жизненной позиции, создание и внедрение эффективных механизмов самореализации и самосовершенствования студентов. Первостепенной задачей студенческой профсоюзной организации филиала является привлечение молодежи в свои ряды, сплочение студенческого коллектива. С целью формирования корпоративной культуры и реализации деятельности ССУ профкомом студентов проводятся традиционные мероприятия:

- «Посвящение в студенты»;

- «Алло, мы ищем таланты!»;

- «Мистер филиала»;

- «Мисс филиала»;

- открытая трибуна «Задай вопрос директору»;

- день первокурсника.

Традиции филиала призваны сохранять и воспроизводить систему не только узко корпоративных, но и общегосударственных, общечеловеческих ценностей. К применяемым в филиале ритуалам, можно добавить, например, одну из значимых церемоний - включение лучших работников в «Золотой фонд филиала». Кандидаты должны иметь особые заслуги в деятельности по развитию учебного заведения, они обсуждаются и утверждаются ученым советом филиала. Диплом с фирменной символикой образовательного учреждения вручается в торжественной обстановке на заседании ученого совета, портреты сотрудников, входящих в золотой фонд, размещаются в книге Почета филиала. Лучше узнать историю учебного заведения поможет экскурсия в музей, которая организуется для новичков. Отдел по СВиВР проводит с целью формирования патриотизма такое мероприятие, как эстафета поколений.

Таким образом, можно сделать вывод, что умелое сочетание различных форм работы с обучающимися, тесное взаимодействие с органами студенческого самоуправления и студенческими объединениями, четко выраженная корпоративность позволяют решать задачи формирования и развития личности будущего специалиста – разносторонне развитого, компетентного, востребованного, имеющего творческий потенциал.

 

Категория: 7. Методика и организация социально-культурной деятельности в образовательном учреждении | Добавил: Zurbiz (17.12.2019)
Просмотров: 309 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика