Воскресенье, 19.05.2024, 09:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 7. Методика и организация социально-культурной деятельности в образовательном учреждении

ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРОГРЕССИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УДК 371.386.7

ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПРОГРЕССИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ЕГО СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ

Е.А. Мацнева, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева, г. Ливны,
e-mail: aleks-elena07@rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные направления деятельности волонтерской организации в образовательном учреждении среднего профессионального образования в контексте воспитательной и социально-просветительской работы с обучающимися.

Стремительное развитие глобального информационного пространства, являющегося одним из важнейших компонентов современной цивилизации, существенно актуализирует интерес к различным методикам организации социально-культурной деятельности человека. В данном процессе важное значение имеет процесс обучения и выполнение им целого ряда социально-культурных функций: информационной, образовательной, воспитательной, социально-управленческой, рекреативной, релаксационной.

Образовательная функция состоит в передаче знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, полученные из разнородных источников, умение ориентироваться в сложных информационных системах. Воспитательная функция заключается в передаче образцов жизни, примеров поведения, в пропаганде ценностей, отношений к миру, людям, к самому себе, в приобщении к культурным и историческим традициям, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества.

В современном мире активно возрастает интерес к педагогической составляющей процесса социализации, к той системе ценностей социальной среды, которая соответствует современным условиям взросления и становления личности молодого поколения страны.

Молодежь – это будущее государства, нации. Прогнозы относительно численности молодых людей в стране весьма неутешительны. Согласно статистическим данным, в 2014 году численность граждан Росси в возрасте от 14 до 30 лет в России составляла 33,22 млн человек [1]. Согласно исследованиям Министерства образования и науки от 2016 года, к 2025 году прогноз численности молодых людей в стане составляет всего 25 млн человек. 

Грамотная молодежная политика государства – залог стабильности общества. Анализ «цветных революций» (Югославия 2000 г., Грузия 2003 г., Украина 2014 г.) продемонстрировал, что в основе революционных сценариев основная ставка делается на молодежь. Именно молодые люди входят в «группу риска», составляют основу митингующих и причиняющих беспорядки. «Энергию и безграмотность молодежи умело используют в своих целях организаторы революций. Характерно, что особенно часто при этом фигурирует лозунг борьбы за свободу» [1]. Соответственно, насущная необходимость мудрого направления энергии молодого поколения в созидательное русло доказана современной политической и демографической ситуацией в России.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) содержит следующий пункт: «Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». Одна из ключевых задач Стратегии заключается в повышении «эффективности воспитательной деятельности в системе образования».

Одним из ведущих (базовых) подходов к повышению воспитательного компонента в системе образования является деятельностный подход, определяющий направление личностного развития молодого человека в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится. Цели воспитания неразрывно связаны с процессом социализации, осознанного включения обучаемого в различные социальные и общественно-значимые действия. И одним из направлений, помогающих реализовать социально-культурный воспитательный компонент, является добровольческая (волонтерская) деятельность. В основе этой деятельности лежит принцип безвозмездности, т.е. (в идеале) отсутствует стремление к получению какой-либо личной выгоды. Сопутствующими факторами волонтерской деятельности могут стать потребности в самореализации и самосовершенствовании, но главной отличительной особенностью добровольца (волонтера) является не удовлетворение собственных потребностей, а стремление принести благо другим людям.

Рассмотрим пример молодежного объединения добровольцев – волонтерский клуб «Данко». Это объединение было создано в 2012 г. на базе образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Ливенский филиала ОГУ имени И.С. Тургенева.

Цель работы волонтерского клуба «Данко» обозначена так: вовлечение студенческой молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность, направленную на формирование общечеловеческих ценностей в молодежной среде, улучшение благосостояния общества; распространение идей и принципов социального служения среди населения.

Волонтерский клуб реализует следующие проекты:

    • экологический (уборка мусора, посадка деревьев и цветов);
    • патриотический (участие во всероссийской акции «Волонтеры Победы», забота о воинских захоронениях и памятниках жертвам политических репрессий);
    • цифровой (помощь гражданам города в освоении цифровых технологий, рисунок 1);
    • детский (посещение детских реабилитационных центров, организация досуга детей, рисунок 2);
    • забота и внимание (забота о гражданах пожилого возраста).

В контексте данной работе рассмотрим наиболее значимые добровольческие проекты, имеющие социально-воспитательную направленность.

Рисунок 1 – Участники проекта цифрового волонтерства

По мнению профессора педагогики КубГУ Остапенко А.А., для гармоничного развития личности подростка необходимо присутствие в его жизни значимого старшего и значимого младшего. Со старшего молодой человек должен брать пример, иметь возможность обращаться к нему за советом. Значимый младший необходим для того, чтобы подросток мог проявить к нему внимание и заботу. В системе воспитания советского времени была развита тенденция наставничества или школа вожатых. К сожалению, этот опыт не сильно распространен в настоящее время. Для волонтеров «Данко» такая система наставничества реализована в рамках взаимодействия с детским социально-реабилитационных центром. Студенты приезжают к детям чтобы провести с ними время в веселых играх и познавательных занятиях (рисунок 2). Волонтеры самостоятельно готовят для детей праздничные концерты, приносят из дома игрушки и сладости для малышей. Забота и внимание к людям пожилого возраста, как необходимая составляющая воспитания молодого поколения, воспитывается через возможность общения с пожилыми людьми, ветеранами труда. Волонтеры выезжают поздравлять ветеранов с праздничными и юбилейными датами на дому, оказывают помощь в хозяйственных заботах, готовят культурную программу для выступления в доме ветерана в праздничные дни, участвуют в социальных акциях «Старость в радость!», во время проведения которых идет сбор средств и продуктов питания для инвалидов и стариков.

Рисунок 2 – Участники проекта «Добровольцы – детям!»

Следует отметить, что добровольцы выполняют социально-значимую работу в свободное от своей основной деятельности время, т.е. от учебы. Однако, как показывает практический опыт, волонтерская деятельность не только не мешает, а скорее способствует повышению мотивации к обучению. Участие в социально-значимых проектах помогает увидеть результаты своей деятельности не в отдаленном будущем, а прямо сейчас. Дополнительные обязанности помогают воспитывать обязательность, ответственность и умение правильно распределять свое время. В чем-то уникальная общность людей, с единой целью нести добро другим, помогает избавиться от многих стереотипов общества потребления, поверить в свои силы, по-новому взглянуть на мир, на окружающих людей.

Помимо координации деятельности студентов- добровольцев, в функции куратора также входит организация духовно-просветительских мероприятий для волонтеров. В 2019 году состоялось два мероприятия с участием приглашенных гостей, направленных на продвижение семейных ценностей. Тема обсуждения первой встречи (февраль 2019 г.) - «Роль отца в семье». Перед началом встречи было проведено анкетирование среди студентов, показавшее высокий интерес к проблеме нарушения иерархии в семейных отношениях. Вторая встреча «Дети – зеркало родителей» состоялась в декабре этого же года. Встрече предшествовал интернет-опрос, в котором студенческая молодежь высказала свое отношение к проблемам построения семьи и воспитания детей. Встреча получила множество положительных откликов от ее участников.

Рисунок 3 – Духовно-просветительские мероприятия для волонтеров

Таким работа с волонтерами, проводимая в рамках образовательного учреждения, может иметь различные направления, интересные формы и способствовать воспитанию ответственных, социально-активных и нравственно образованных граждан своей страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Прошина Е.М. Роль Русской Православной Церкви в формировании и реализации молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Электрон., текст. дан. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-formirovanii-i-realizatsii-molodezhnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. №2403-р [Электронный ресурс]. Электрон., текст. дан. URL: http://government.ru/docs/all/93887/.
Категория: 7. Методика и организация социально-культурной деятельности в образовательном учреждении | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 320 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика