Понедельник, 06.05.2024, 11:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 6. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ-ОПРОСНИКА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ОПЕРАТОРОВ ТОКАРНЫХ АВТОМАТОВ РЕЖУЩИМ ИНСТРУМЕНТОМ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕТАЛ

УДК 621.311.2

РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ-ОПРОСНИКА УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ОПЕРАТОРОВ ТОКАРНЫХ АВТОМАТОВ РЕЖУЩИМ ИНСТРУМЕНТОМ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕТАЛЛООБРАБОТКЕ

И.А. Малых, преподаватель,

АО «Карачевский завод «Электродеталь», г. Карачев,
В.В. Марков, к.т.н., доцент,
Карачевский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Карачев,
e-mail: pms35vm@yandex.ru

Аннотация. Металлообработка является одним из приоритетных направлений развития промышленности Российской Федерации. С целью повышения требований работодателей к качеству выпускаемой продукции, необходимо в практику хозяйственной деятельности предприятий внедрить систему выявления потребностей рабочих специальностей (станочников) в качественных инструментах с помощью специального анкетирования. В статье представлены принципы создания и примеры подобной анкеты-опросника.

Токарный инструмент – это орудия производства, составная часть металлорежущих станков, находящаяся в контакте с заготовкой. Их назначение – формирование поверхности и размеров детали в соответствии с техническими требованиями рабочего чертежа. Несмотря на большое разнообразие конструкций токарного инструмента и специфических особенностей их применения, они имеют большое количество общих конструктивных, геометрических и других элементов, а также способов их крепления на станках. Доля трудоемкости обработки металлов токарным инструментом в машиностроении составляет около 30% и, следовательно, оказывает решающее влияние на темпы развития машиностроения [1, 2].

Рентабельность и производительность производства находятся в прямой зависимости от качества токарного инструмента. Технология в области обработки резанием развивается в зависимости от развития и создания новых инструментальных материалов с более высокими физико-механическими свойствами. Точные режущие инструменты из таких материалов имеют более высокие режущие свойства, а, следовательно, обеспечивается возможность обработки с более высокими скоростями. Правильно подобранный токарный инструмент для универсальных токарных станков и токарных автоматов существенно расширяет технологические возможности оборудования, увеличивает уровень производительности труда, улучшает условия труда, а так же обеспечивает высокое качество обработки деталей [3].

Для того, чтобы грамотно подобрать инструмент для универсальных токарных станков и токарных автоматов, нужно учитывать: вид токарной обработки; конструктивные особенности обрабатываемой детали, требования к обрабатываемой поверхности (точность, чистота, шероховатость); тип операции, которую надо выполнять (черновая, чистовая, нарезание резьбы, канавки), от этого зависит выбор резца; условия обработки и жесткость системы (при прерывистом резании предъявляют повышенные требования к марке твердого сплава, геометрии пластины и ее закреплению на державке); соответствие инструмента размеру, мощности и технологической возможности станка; материал, из которого сделана заготовка (различные виды стали, чугун во время обработки образуют разную стружку); номенклатура [4, 5].

В настоящий момент токарный инструмент является незаменимым инструментом при обработке и производстве деталей. Для проведения исследования о качестве токарного инструмента рекомендуется разработать анкету-опросник для токаря, которая позволяет работать с разными респондентами и содержит информацию, имеющую значение для совершенствования токарного инструмента и повышения компетенции специалистов [6].

В структуре опросного листа можно выделить 4 раздела. Первый раздел – «Информация о респонденте». Этот раздел включает в себя «паспорт респондента» – фамилия, имя, отчество станочника, его должность, дата рождения, стаж на производстве, контактный телефон, адрес электронной почты, а так же знания о названии предприятия, юридическом адресе, контактном телефоне и его руководителе.

Второй раздел – «Перспективы предприятия». В нем предлагается оценить перспективы развития предприятия следующими вопросами: какие из перечисленных специальностей (профессий) востребованы на Вашем предприятии сегодня и на перспективу; постарайтесь указать прогноз востребованности профессий на 2-3 года; напишите, входит ли Ваше предприятие в какую-либо ассоциацию (объединение) работодателей, если «Да», то в какую; взаимодействует ли Ваше предприятие (организация) с образовательными учреждениями? Если «Да», то с какими образовательными учреждениями начального профессионального образовании (НПО) и среднего профессионального образовании (СПО) Вы взаимодействуете; готовы ли Вы к сотрудничеству с образовательными учреждениями НПО и СПО по определению потребности в умениях специалистов; оцените, пожалуйста, инновационность Вашего производства и укажите, пожалуйста, предполагается ли дальнейшая модернизация на Вашем предприятии.

«Кадровая политика предприятия» реализуется в третьем разделе анкеты-опросника. Здесь предлагается выяснить основные направления развития кадрового потенциала предприятия: укажите, пожалуйста, количество специалистов по профессиям, связанным со станочной обработкой (станочники) и их возрастной ценз; отметьте, пожалуйста, какая динамика численности рабочих станочников за 3-5 лет; перечислите, пожалуйста, какова квалификация станочников, востребованных на предприятии; оцените объем выпускников, поступивших на работу по профессии станочник после окончания учреждений НПО и СПО за последние 3-5 лет; отметьте, пожалуйста, разработаны и/или используются на Вашем предприятии корпоративные стандарты для профессии станочник; отметьте, пожалуйста, какие личностные качества приветствуются на Вашем предприятии у рабочего станочника; отметьте, пожалуйста, предоставляются ли работнику Вашего предприятия возможность повышения квалификации и переподготовки; отметьте, пожалуйста, как осуществляется повышение квалификации на Вашем предприятии; хотелось ли Вам повысить свою квалификацию; хочется ли Вам переквалифицироваться на другую профессию и почему; какой рабочей профессии не хватает на предприятии.

Последний раздел называется «Анализ профессиональной деятельности». В нём охватывается выявление необходимых потребностей станочника при выполнении своих профессиональных обязанностей. В данном разделе анкеты-опросника главный упор делается на опрос станочника о качестве инструмента, так как от качества режущего инструмента в значительной степени зависит эффективность технологических процессов изготовления деталей и сборки изделий, а также качество деталей и изделий [6].

Данный опросник охватывает цели аудита предприятия, которое проводится с целью принятия управленческих решений, а также маркетинговой деятельности, направленной на выработку сопровождения реализации управленческих решений.

Реализация рассмотренной анкеты-опросника на предприятии позволяет улучшить качество изготовляемой продукции за счет повышения качества токарных технологических операций и их инструментального обеспечения, повысить компетенции операторов токарных автоматов до необходимого уровня, а также создать условия для привлечения студентов к востребованной и доступной для них проектной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Кане, М.М. Управление качеством продукции в машиностроении [Электронный ресурс]: Учебное пособие для вузов / М.М. Кане [и др.]. – М.: Машиностроение, 2010. – 416 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/

2 Марков, В.В. Проблема оценки эффективности процессов жизненного цикла продукции в системе менеджмента качества [Текст] / В.В. Марков, А.Н. Отрубянников, К.В. Подмастерьев // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии, 2013. – № 2 (298). – С. 144-150.

3 Кузьмин, В.В. Статистические методы контроля качества в машиностроении [Текст] / В.В. Кузьмин, В.В. Марков // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. – 2010. – № 2-3. – С. 128-132.

4 Мишин, В.В. Приборная база для комплексного диагностирования подшипников [Текст] / В.В. Мишин, К.В. Подмастерьев К.В., В.В. Марков. - Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. - 2011. - № 4 (288). – С. 111-120.

5 Марков, В.В. Контроль подшипников качения по параметрам электрического сопротивления [Текст] / В.В. Марков, В.В. Мишин // Контроль. Диагностика. – 2004. – № 9. – С. 35-45.

6 Евдокимова, О.В. Методика проектирования рецептур инновационных продуктов с использованием обобщённой функции желательности Харрингтона [Текст] / О.В. Евдокимова, В.В. Марков, О.Л. Курнакова. – Ползуновский вестник, 2015. – № 2. – С. 74-78.

Категория: 6. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 260 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика