Понедельник, 06.05.2024, 06:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 6. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

УДК 377.031

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС,  НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.02.01

О.А. Савушкина, преподаватель,
 Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны,
 e-mail: soksana15@rambler.ru

Аннотация. В статье рассмотрено современное значение проектной и исследовательской  деятельности в развитии профессиональных и личностных качеств студентов СПО.

Важной задачей подготовки специалистов с профессиональным образованием является развитие у них познавательной активности, творческих способностей, которые проявляются в стремлении к получению новых знаний, культуре познавательной деятельности.

Одним из видов познавательной активности студентов является деятельное участие в научно-исследовательской работе, самостоятельном научном поиске. Научное творчество обучающегося превращается в обязательное нормативное средство развития будущих специалистов разных сфер деятельности, которые еще в период обучения в вузе или колледже могут вносить посильный вклад в разработку теоретических и прикладных проблем отраслей научного знания.

Современный человек должен многое уметь для того, чтобы быть успешным в различных областях своей жизни. Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:

  • умение работать в команде;
  • умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
  • умение выполнять исследовательскую работу;
  • гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
  • развитые коммуникационные навыки.

На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится важнейшим средством обновления содержания и повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования

Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов филиала, в том числе на нашей специальности,   является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в высших учебных заведениях.

Сегодня обществу нужны инициативные люди и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они отличаются высокой восприимчивостью, любознательностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений. Важно, чтобы будущий специалист мог преодолеть любые возникающие затруднения.

В филиале и на кафедре ведется большая работа по привлечению студентов к научно- исследовательской деятельности. Под руководством преподавателей обучающиеся осваивают методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, происходит развитие их творческих способностей, самостоятельности, творческой инициативы в учебе и будущей профессии.

Многолетний опыт работы в системе среднего профессионального образования позволяет отметить, что образовательный уровень студентов филиала  и материально-техническая база не располагают к глубоким научным исследованиям. Однако, несмотря на это, можно выделить несколько направлений по применению и внедрению различных видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов на учебных занятиях и во внеучебное время:

  • написание научных докладов, статей, подготовка сообщений с обзором научных достижений в профессиональной области;
  • участие студентов в проектных работах;
  • участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работ, олимпиадах по дисциплинам и специальности;
  • участие в городских, региональных и международных научных конференциях.

Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу, с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.

Первый этап связан с овладением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связан с формированием навыков работы с научной литературой. Работа на 1 этапе начинается с первых дней пребывания студентов в филиале и ведется всеми преподавателями. Работа по формированию исследовательских компетенций продолжается в течение первого года обучения в ходе выполнения реферативных работ, подготовки к публичным выступлениям и т.п.

Второй этап работы связан с выполнением курсовых работ. За весь период обучения студенты нашей специальности выполняют три  курсовых проекта и выпускную квалификационную работу. Проектной деятельностью студенты нашей специальности занимаются в рамках учебной деятельности при изучении МДК «Проектирование зданий и сооружений» и «Проект производства работ», выполняя проекты по заданным преподавателями темам.

Следующим этапом овладения исследовательскими компетенциями является внеаудиторная работа студентов. Отдельные студенты занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин. Результаты этой работы ежегодно представляются на различных студенческих конференциях.

К показателям успешной деятельности преподавателя в этом направлении можно отнести степень вовлеченности студентов в эту деятельность.

За два последних учебных года, под моим руководством студенты участвовали в следующих конференциях:

-  «Неделя-науки. Ливны- 2018»:

1. Невров З.Ю.   «Архитектурные проблемы модернизации общественных школ»,

2. Чистякова Л.С.         «Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов»,

3. Бабичева А.    «Особенности формирования архитектуры сельских малоэтажных школ»

4. Скворцова А.С.       «Анализ существующих систем теплоизоляции отделки фасадов»,

5. Винокуров А.С.       «Анализ существующих систем теплоизоляции отделки фасадов».

-  «Неделя-науки. Ливны - 2019»:

1. Бобкин А. И. «Комплексное благоустройство дворовых территорий городской жилой застройки»,

2. Сиделев Д. А. «Методы оценки качества городских территорий»,

3. Золотухин С. И. «Особенности объемно-пространственной композиции армянских храмов и комплексов»,

4. Баскакова Т. В. «Отечественный опыт использования новых технологий в жилищном строительстве».

Ежегодное участие во Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал России XXI века» для студентов СПО, проходившей на базе Мценского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева (Невров З.Ю., «Архитектурные проблемы модернизации общественных школ»; Чистякова Л.С., Формирование цвето-композиционных решений; Бобкин А. «Комплексное благоустройство дворовых территорий городской жилой застройки» (диплом II ст.) и др.)

Под моим руководством также студенты участвовали в написании научных статей для заочных конференций:

1. Всероссийская студенческая конференция Наука-2019, портал дистанционных олимпиад и  конкурсов «Мир Олимпиад» от 21.04.2019 года / г. Краснодар (Баскакова Т. В. «Анализ конструктивных решений в малоэтажном строительстве», диплом победителя 1 степени, сертификат участника);

2. Всероссийская конференция для студентов и школьников «Ступень в науку». Российский Инновационный Центр Образования, г. Москва от 19.06.2019.

Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?

Как использовать её в урочное и внеурочное время?

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

1. Критического мышления;

2. Информационной культуры;

3. Творческих и коммуникативных способностей;

4. Умения ставить цели и находить пути их достижения.

Учащиеся приобретают следующие компетенции:

1. Обладать навыками в таком виде деятельности

2. Видеть проблему

3. Самостоятельно ставить задачи

4.Планировать и оценивать свою работу

5. Быть коммуникативным

6. Уметь выступать перед публикой

7.Уметь связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций

На уроке:

1. Применение исследовательского метода обучения.

Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей.

Преподаватель, как организатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой студента — это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества. Занятия предполагают работу в микрогруппах и презентацию результатов этой работы всем учащимся

На аудиторных учебных занятиях можно использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят глубокие аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов.

Основной принцип работы в условиях проектной деятельности, используемый мной на занятиях, это – опережающее самостоятельное ознакомление обучающихся с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде презентаций. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

2. Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования. Это может быть урок-исследование, урок — творческий отчет, «открытия» нового знания, урок — защита исследовательского проекта и т.д. Мы проводим в завершении учебного года урок-конференцию.

Вне урока:

3. Ученическое научно-исследовательское общество

Эта форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений.

4. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это — учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для обучающихся исследовательского характера; статьи, формулы, конференции, по­священные учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Например, мои студенты участвовали:

Всероссийская олимпиада  для студентов, проводимой на портале дистанционных олимпиад и  конкурсов «Мир Олимпиад»

Международная олимпиада, проводимой на базе Российского Инновационного Центра Образования (г. Москва)

"Профконкурс" молодежная редакция профобразования

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность студентов под руководством преподавателей филиала  формирует ключевые общие и профессиональные компетенции в предметной области, в области информационных технологий, в проектно-аналитической деятельности и в плане продолжения образования и эффективного самообразования студентов.

Если мы хотим, чтобы новое поколение действовало осознанно и отвечало за свои поступки, было активно и сознательно, инициативно и ответственно, не боялось трудностей, могло эффективно решать поставленные задачи, находить ресурсы для их решения, мы должны включать проектирование в учебный процесс, как необходимый компонент учебной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дьюи Дж. Школа будущего / Дж.Дьюи. – М:. Госиздат, 1926
  2. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  3. Шуберт, Н. П. Метод проектов и профессиональная компетентность преподавателей [Текст]/ Н. П. Шуберт// Среднее профессиональное образование.- 2009.- № 11.- С.78–80.
  4. Полат Е.С. Метод проектов – Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/images/4/4e/ 
  5. Трищенко Д. А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем [Электронный ресурс]/ Д. А.  Трищенко // Образование и наука. - Том 20.- 2018. - №4. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-sisteme-spo
  6. Евсеева Я. В. Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам [Электронный ресурс]/ Я. В. Евсеева // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 629-632. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/93/ //

 

Категория: 6. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Zurbiz (17.12.2019)
Просмотров: 595 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика