Суббота, 18.05.2024, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 6. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 811.133.1

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Е.А. Аношина, преподаватель,
ФСПО ПТИ им. Н. Н. Поликарпова,
ОГУ имени И.С. Тургенева, г.Орёл,
fspo-gend@rambler.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается практико-ориентированный подход к обучению иностранному языку и в частности практико-ориентированный проект, который предполагает проведение обучения на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний.

Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов, так как владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. На сегодняшний день владение иностранным языком является одним из главных условий и критериев успешности профессиональной деятельности человека. Иностранный язык становится
все более необходимым в практической и интеллектуальной деятельности человека, поэтому меняется отношение к его изучению и характеру преподавания.

Очевидно, что появилась острая необходимость в смещении акцентов
с традиционного подхода к образованию на профессионально-ориентированный.

Практико-ориентированное обучение – это такой вид обучения, целью которого является формирование умений и навыков практической работы, необходимых сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике. Практико-ориентированный подход, как и следует из его названия, делает акцент на подготовке студентов
к будущей карьере, нахождении своего места в жизни.

Суть практико-ориентированного обучения заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста, способного осуществлять деловые контакты с иноязычными партнерами.

Одним из эффективных подходов к обучению является использование метода проектов, и, в частности, практико-ориентированного проекта. Практико-ориентированный проект предполагает проведение обучения
на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний. Под практико-ориентированным проектом понимается работа над проблемой через проектную профессиональную деятельность обучающихся, которая предусматривает практическое решение этой проблемы и умение на практике применять приобретенные ими знания.

Помимо обучения иностранному языку и совершенствования
их иноязычной речи, огромное значение при этом, имеет совершенствование профессиональной деятельности обучаемых и обеспечение условий комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности. Использование данного проекта способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения в реальных условиях профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельностью обучаемых.
А ведь именно профессиональное обучение призвано раскрыть и развить способности и задатки студентов, а также способствовать их творческому саморазвитию. И именно через практическую деятельность в учреждениях среднего профессионального образования расширяется кругозор студентов, закрепляются и совершенствуются полученные ими новые знания, навыки
и умения и осуществляется постепенный рост будущих специалистов.

Любой проект является процессом и, следовательно, состоит
из нескольких этапов.

Первый этап - организационно-подготовительный. На данном этапе определяются проектные группы (при групповом проекте), осуществляется выбор темы проекта. Затем участники проекта определяют проблему исследования, а также цели и задачи, в ходе достижения и выполнения которых данная проблема будет решена. Участники выбирают методы и приемы исследования, позволяющие реализовать решение конкретных задач. Также
на этом этапе происходит планирование и распределение обязанностей между участниками.

Второй этап проектной деятельности – поисково-исследовательский.
Этот этап является самым продолжительным и трудоемким. В ходе него осуществляется сбор и изучение необходимой информации и непосредственное исследование на основе выбранных методов и приемов. Итогом этапа становятся выводы и заключения, сделанные в ходе исследования.

Третьим этапом проекта является отчетно-оформительский. На данном этапе участники проекта оформляют проект и его результаты в соответствии
с установленными требованиями.

И последний, завершающий этап любого проекта – информационно-презентативный. Он подразумевает защиту проекта и его оценку.
В оценке
проекта принимает участие не только преподаватель иностранного языка, который оценивает произношение, грамотность, правильность построения фраз, соответствие лексической стороны теме выступления,
но и преподаватели специальных дисциплин, которые оценивают фактический материал, соответствие отобранных фотографий и рисунков, а также саму электронную презентацию.

Работа над проектом на уроках иностранного языка позволяет студенту повысить личную уверенность, что очень важно для становления будущего специалиста. В процессе самостоятельной работы развиваются интеллектуальные способности студентов, приобретаются определенные учебные умения. Все это помогает им в дальнейшей учебе, повышает познавательный интерес и формирует устойчивую положительную мотивацию к предмету "Иностранный язык".

Профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста,
но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Практико-ориентированный проект направлен на совершенствование умения овладения совместной профессиональной деятельностью и принятыми приемами профессионального общения на иностранном языке. Учащиеся
в разной степени проявляют свое умение согласовывать свои действия
с действиями коллег в различных деловых ситуациях, а также организовывать
и поддерживать диалог на иностранном языке, что само по себе и является совершенствованием их профессионально-коммуникативной компетенции.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаева Ф.Б. Практико-ориентированный подход при обучении иностранному языку магистрантов – будущих педагогов //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 58-61.

2. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка //Азимут научных исследований. 2015. №3. С. 7-9.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А.Зимняя. – 2-е изд.; доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 2002.

4. Родионова И.В. Модульное обучение в системе иноязычной подготовки студентов неязыкового вуза // Научный руководитель. – 2016. – Т.4(16) 2016. - № 4 (16). – С. 63-68.

Категория: 6. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 265 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика