Понедельник, 06.05.2024, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 6. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 377.031

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ю.В. Колосова,

ФСПО ПТИ им. Н. Н. Поликарпова,
ОГУ имени И.С. Тургенева, г.Орёл,
e-mail: fspo-gend@rambler.ru

Аннотация. В данной статье анализируются особенности организации проектной деятельности и защиты проектов студентами факультета среднего профессионального образования.

Проектная деятельность прописана в ФГОС среднего общего образования и стала обязательной [2]. Она сформулирована в метапредметных образовательных результатах. Студенты факультета среднего профессионального образования получают среднее общее образование на первом курсе. Следовательно, каждый обучающийся должен быть обучен этой деятельности. В учебных планах на первом курсе предусмотрена дисциплина «Индивидуальный проект». Но чёткого определения проекта сформулировано не было. Возникло немало вопросов для преподавателей, ведущих эту дисциплину. В данной статье определим основные преимущества и трудности, возникшие в организации проектной деятельности.

Проектная деятельность формирует большое количество навыков и умений. Следовательно, это очень эффективный метод обучения. Все умения, полученные в ходе выполнения проекта, помогут в жизни. Незаменимость проектной деятельности состоит в получении опыта деятельности. Однако под проектом понимается широкий круг работ. Есть множество определений этого понятия [1]. Важно определиться с точным пониманием проектной деятельности. Проект – временная целенаправленная деятельность, направленная на достижение определенного результата. Большинство специалистов сходятся на мнении, что проект предполагает создание конечного продукта.

Роль преподавателя в организации проектной деятельности многопланова: вдохновитель и стратег. Роль обучающегося – роль исполнителя. Важное требование к преподавателю при работе с методом проектов – компетентность в проектной деятельности. Он должен сам хорошо разбираться в проекте. Кроме того, междисциплинарный характер проектной деятельности подразумевает взаимодействие педагога с представителями других специальностей.

Для подготовки отличного проекта необходимо:

  • определить проблему;
  • спланировать свою деятельность;
  • осуществить поиск информации;
  • создать продукт;
  • защитить проект (подготовка и выступление с презентацией);
  • обсудить полученные результаты.

На первом курсе студенты выполнят проектную работу в реферативной форме. Основная цель работы – расширение кругозора студента, получение навыков поиска и обработки информации из разных источников, развитие аналитических, исследовательских и иных умений, способностей постановки проблемы, целей и задач, а также анализа возможных путей их решения.

С чего начать работу над проектом? Выбор тематики проекта осуществляется с учётом интересов и способностей обучающегося, а также с учётом поучаемой специальности. Повседневная жизнь даёт множество проблем, которые могут стать основой проектной деятельности. Для определения проблем можно погуглить частоту запросов, чтобы определить новизну выбранной темы. Осваивая техническую специальность, студенты могут выбрать такие темы реферата как: «Великий инженер, внесший значительный вклад в развитие науки» или «Изобретение, которое изменило мир».

С целью углубления знаний необходимо подобрать источники информации. Для обучающихся работа с информационными ресурсами  является большой проблемой. Стоит ориентировать обучающихся на использование следующих источников информации в Интернете:

  1. Электронные библиотеки;
  2. Официальные данные министерств и ведомств РФ (министерства иностранных дел, СК РФ, Федеральной антимонопольной службы);
  3. Сайты университетов и институтов (образовательный контент, мастер-классы);
  4. Научно-популярные каналы (на доступном языке);
  5. Блоги профессионалов (в области внешней политики, лёгкой промышленности);
  6. Новостные агентства и СМИ (предоставляют актуальную информацию и иллюстративный материал);
  7. Некоммерческие организации и сообщества (например, Гринпис);
  8. Видеоролики с опытами и экспериментами по физике, химии (на видео-хостинге YouTube);
  9. Видео уникального оборудования (например, в области ядерной физики);
  10. Дискуссии экспертов (например, по экономике обсуждение банкирами криптовалют).

Подготовленный проект имеет печатный и электронный варианты. Презентация проекта включает титульный лист, текст набирается 28 шрифтом. Во введении определяется актуальность, цель и задачи проекта. В информационном проекте ставится проблема, в научном проекте – выдвигается гипотеза. Обязательно определить целевую аудиторию, т.е. кому предназначен проект. Также во введение определяется новизна работы, описываются использованные материалы и оборудование. Проектная работа содержит две главы: в первой – даётся общая информация по теме, во второй – как работали, что делали. Полученные результаты и выводы излагают в заключении. Список использованных источников оформляется в виде нумерованного списка в алфавитном порядке, насчитывающем не менее четырёх источников. Приложения могут включать диаграммы, графики, таблицы, нумеруются по порядку.

Этап защиты предполагает подготовку презентации. Программы для презентаций могут быть выбраны Power Point, Adobe Presenter, Google Slides, Kingsoft Presentation Free, Промо Шоу. Желательно подготовить 13-15 слайдов – это оптимальное количество для защиты на пять минут. Все слайды выполняются в едином стиле.

Первый слайд – титульный.

Второй – введение (около 1 минуты).

Третий – цели и задачи.

Четвёртый – методы работы.

Пятый – одиннадцатый – основная часть.

Двенадцатый – выводы.

Тринадцатый – список источников.

Четырнадцатый – благодарность за внимание.

Основная функция презентации – зрительное сопровождение. Цвет шрифтов – чёрный, тёмно-синий. Шрифт – читаемый. Нераздражающая среда фона. Текст не должен содержать ошибок. Картинка на слайде должна занимать не менее одной пятой части.

Можно дать следующие советы по удачной защите:

  • не читайте со слайдов;
  • не поворачивайтесь к аудитории спиной;
  • минимум текста на слайде (один слайд – один тезис);
  • развивайте артистические способности;
  • небольшие видеоролики (не более одной-двух минут);
  • таблицы – понятные, простые, а ещё лучше – диаграммы;
  • отрепетировать выступление дома два раза – перед зеркалом, перед родителями, а потом в аудитории;
  • живое выступление, стараться поддерживать визуальный контакт с членами жюри;
  • опрятно симпатично выглядеть;
  • представьте свой успех!

Среди наиболее часто встречающихся ошибок на защите проекта стоит избежать таких как затянутое выступление, плохое владение материалом, студент теряются при ответе на дополнительные вопросы, нет контакта с аудиторией, теряются во время выступления.

В ходе работы над проектом главное чему мы учим – поиску информации. Второе – выступление перед аудиторией. Оно должно быть красочным и интересным остальным. Желаем успехов в работе над проектом!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М., 2002. - 272 с.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/
Категория: 6. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как механизм достижения планируемых | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика