УДК 377.5
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Е.Н. Шатохина, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г.Ливны
Аннотация. Основываясь на основных параметрах видов деятельности, в данной статье исследуется содержание понятия «исследовательская деятельность». Характерной чертой процесса научных исследований является персонализированный подход, который позволяет каждому студенту творчески самореализоваться. Результатом научных исследований является интеллектуальный продукт, который включает в себя новые знания и развитие критического мышления, познавательной деятельности, самостоятельности и учебной инициативы.
В области современного образования подготовка будущих специалистов имеет важное значение, и этот образовательный процесс неотделим от исследовательской деятельности.
Процесс подготовки обучающегося к исследованиям является очень сложной и трудоемкой задачей. Многие студенты не готовы тратить время на поиск, сравнение данных, анализ полученной информации. Научные исследования — это новые возможности, важнейшие задачи современного эффективного образования.
Преподаватель, который действительно одержим научным поиском, может решить проблему мотивированности студентов. А затем, в соответствии с интересами обучающегося, работа может выполняться независимо от руководителя ходом собственных творческих исканий.
Важным инструментом для разработки и создания исследовательских проектов в сфере образования является естественное любопытство детей, интересующихся миром, что и может способствовать поисковой деятельности. Интерес обучающихся, которые не удовлетворены только изучением учебной литературы и обращением к другим ресурсам (профессиональной научной литературе), в настоящее время невелик, но если они есть, они смогут ответить на интересующие их вопросы с помощью наставников в процессе наблюдения и экспериментов.
Современный педагог - практик, который переводит социальные потребности в образовательные пространства, ставит перед собой цель получить потенциальные возможности для работы и развития молодого поколения. Примером таких «целевых установок» являются педагогические технологии экспертов: С. Г. Зубановой, Н. В. Мартишиной, Ю. В. Гераськина,, они установили новый принцип сотрудничества со студентами на практике, используя элементы педагогической культуры, чтобы вовлечь их в науку.
Новый принцип личностно-ориентированного образования, а именно персонализированный метод, в первую очередь требует обучения и инноваций.
Научное программирование - это высоко ориентированный стиль программирования для научных вычислений. Он отличается от других видов программирования крайней корректностью и стабильностью конечного продукта, строгим разделением научной и интерфейсной частей, персонализацией алгоритмов и эффективностью, превосходящей универсальность.
Программирование лежит в основе любого современного глобального исследования. Все передовые технологии - от квантовых компьютеров до космических программ - были бы невозможны без специалистов по научному программированию, способных предоставить ученым надежный и точный инструмент для открытия.
В настоящее время современные образовательные среды требуют методов обучения, которые должны:
а) сформировать у обучающегося активную, самостоятельную позицию в обучении;
б) развить общеобразовательные способности и навыки: исследование, рефлексия, самооценка;
в) формировать не только навыки, но и способности, непосредственно связанные с прикладным опытом на практике;
г) приоритетом является развитие познавательных интересов студентов;
г) реализовать принцип взаимосвязи между обучением и жизнью.
Экспертное сообщество и специалисты аналитических центров, занимающиеся вопросами образования, в последние годы утверждают: «если мы хотим, чтобы выпускники наших учебных заведений были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей»[1].
По мере того, как ученики развивают свои исследовательские навыки уже в школе, они смогут самостоятельно находить ответы на вопросы на дальнейших этапах обучения. Это заложит хорошую академическую основу для высшего образования, сделав работу проще и эффективнее.
Психологам и учителям рекомендуется учитывать особенности студентов при работе над исследовательскими проектами, такими как психологические проекты, так как, если они используются умело, они помогут сформировать интеллект и креативность.
Исследовательская и проектная деятельность - это комплексный вид деятельности, который объединяет элементы познавательной, ценностно-ориентированной, творческой, трансформирующей и коммуникативной деятельности, позволяя творчески воспринимать реальность и развивать навыки самообразования.
Эффективность проекта измеряется достижениями целей самих обучающихся и формирует большую часть умений общеучебного характера: рефлексивные, поисковые (исследовательские). Сам термин «метод проекта» — это технологии, в основе которых главное — развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Осуществление проекта может проводится не только с познавательной целью, но и воспитательной, что поможет их социальной ориентации и адаптации.
Наши выводы исследования следующие:
а) элементы исследовательской деятельности позволяют учителям не только обучать детей, но и направляют их познавательную деятельность.
б) метод организации проекта включает исследования, инновации, самостоятельную работу;
в) хорошо продуманная тема работы улучшает логику научного познавательного поиска.
Изучая исследовательскую работу на уровне школы понимаешь, что эта деятельность позволит изучать основы науки . Поэтому важной задачей является оснащение студентов научными знаниями, основанными на этической основе социальных ценностей. Обучение должно основываться на самостоятельной деятельности, которая должна воспроизводить моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Громов Р. М. Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 862-864. — URL https://moluch.ru/archive/125/34898/ (дата обращения: 03.12.2019). |