Воскресенье, 19.05.2024, 01:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева

УДК 377.1

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева

 

Е.П. Терехова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г.Ливны

e-mail: terhova.lena-elen@ya.ru

 

Аннотация. Статья содержит описание основных аспектов организации и технологий проведения производственной практики на примере учебной деятельности обучающихся специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений практика является обязательным разделом программы подготовки специалистов среднего звена. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации образовательной программы предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная [1].

Производственный этап подготовки специалистов открывает особые возможности для формирования профессиональной успешности обучающегося, максимально приближая образовательную среду к реальным условиям отраслевой деятельности. Современная компетентная оценка уровня подготовки специалиста обеспечивает неотъемлемость практической части учебного процесса. Практика обеспечивает дидактическую последовательность формирования у обучающихся общих и профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с профилем подготовки, развивая способность, как личностной реализации, так и коллективной трудовой деятельности.

Количественный анализ бюджета учебного времени образовательной программы подготовки по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, приведенный в виде диаграммы, показывает процентное соотношение различного вида практик и теоретического обучения. На практику, как составляющую учебной деятельности отводится 25% от общего времени образовательного процесса. Приоритет принадлежит производственной практике (по профилю специальности). Важно соблюдение преемственности между отдельными видами практик. Рекомендовано организовывать практики последовательно так, чтобы производственная практика по определенному виду деятельности логически завершала аналогичную учебную практику.

Экономическая составляющая по организации производственных баз практики является значимой статьей финансовых расходов образовательной организации. Опыт социального партнерства помогает решить данную проблему на взаимовыгодных условиях. Подобное сотрудничество обеспечивает обучающимся оптимальное приобщение к выбранной профессиональной деятельности, а предприятие имеет возможность формирования кадрового резерва на основании оценки способностей потенциальных сотрудников.

Договоры об организации и проведение производственных практик обучающихся в профильных организациях позволяют обеспечить устойчивое развитие образовательной организации с динамичным внедрением в учебный процесс современных технологий и эффективных методов строительного производства. Обязательным условием сотрудничества образовательной организации и работодателя в комплексном решении проблем подготовки специалистов с целью повышения качественного уровня образовательного процесса, а следовательно, и конкурентоспособности выпускников, является долгосрочность. Длительность формирования востребованных профессиональных качеств обусловлена несколькими факторами:

  • перспектива в структуре конкурентоспособности рассматривается как показатель владения и регулирования личностью своих возможностей с требованиями времени и способствует достижению личностного роста, успешности и самодостаточности;
  • условием развития конкурентоспособности обучаемого является полная реализация компетентной модели, в рамках которого приобретающий профессию выпускник рассматривается, как субъект взаимодействия с практической профессиональной деятельностью, требованиями работодателя и рынка труда.

Обязательным условием организации производственной практики является обеспечение безопасных условий работы. С этой целью перед прохождением практики проводится вводный инструктаж по технике безопасности и безопасных условий труда, фиксирующийся руководителем практики от образовательной организации в специальной ведомости или журнале кафедры. Знакомство с местом проведения практики подразумевает прохождение первичного и целевых производственных инструктажа, определяющих технику безопасности при проведении определенного вида строительных работ.

Профессиональная составляющая, определённая образовательным стандартом для специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений в части производственного обучения в условиях современной образовательной среды должна соответствовать содержанию трудовых действий и обобщённых трудовых функций, изложенных в профессиональных стандартах. Базовый уровень подготовки по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений с присвоением квалификации «Техник» согласуется с требованиями нескольких профессиональных стандартов из Реестра Минтруда РФ:

  • специалист в области производственно-технического и технологического обеспечения строительного производства;
  • организатор строительного производства;
  • специалист в области обеспечения строительного производства материалами и конструкциями;
  • специалист в области планово-экономического обеспечения строительного производства;
  • специалист по управлению многоквартирным домом [2].

Данный сравнительный анализ определяет виды осваиваемых строительных работ или содержание практик по специальности, приближая производственную деятельность обучающихся среднего профессионального образования к реальной действительности квалификационных требований.

На примере производственной практики (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля ПМ.02 Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов можно отметить, что содержание программы предусматривает действия по организации, учету и контролю технологических процессов, а не конкретное выполнение определенного вида строительных работ, соответствующее уровню подготовки квалифицированного рабочего. Программа производственной практики включает следующие разделы:

текущий контроль качества результатов производства строительных работ;

приемочный контроль законченных видов и этапов строительных работ;

мероприятия по устранению отклонений от технологических требований к производству строительных работ;

мероприятия, направленные на устранение причин возникновения выявленных отклонений результатов строительных работ от требований технической и проектной документации.

В соответствии с учебным планом специальности указанная производственная практика предшествует изучению междисциплинарного курса «Учет и контроль технологических процессов», реализуя в процессе освоения обучающимися разделов учетно-контрольных мероприятий технологию опережающего обучения. Опережающее обучение относится к числу интенсивных образовательных технологий с максимальным проявлением познавательной активности, что в целом повышает эффективность процесса обучения и динамику изменений профессиональной самостоятельности.

Отчет по производственной практике включает выполнение индивидуального задания, а также разделы, разработанные в ходе внутригруппового сотрудничества. Работа обучающихся в малых группах позволяет интегрировано формировать профессиональные и общие компетенции, решая познавательную (учебную), коммуникативно–развивающую (конструктивную) и социально-ориентированную (адаптивную) задачи. Применение подобных интерактивных технологий в процессе производственного обучения стимулирует активность познания, влияет на формирование таких профессиональных качеств, как инициативность, эффективность общения, мотивация на деятельность, ответственность за принятые решения, креативность, стрессоустойчивость, неконфликтность, что позволяет будущим специалистам быть востребованными и конкурентоспособными.

Вывод: производственная практика является основополагающей составляющей подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, специфическим и самостоятельным видом учебного процесса с характерными функциями и методами обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, приказ Минобрнауки РФ от 11 августа 2014 г. № 965
  2. Реестр профессиональных стандартов Минтруда РФ. – Режим доступа: http://profstandart.rosmintrud.ru/ reestr-professionalnyh-standartov
Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 299 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика