Суббота, 18.05.2024, 22:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАЗРАБОТКЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СПО

УДК 377.5

ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАЗРАБОТКЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СПО

О.А. Василенко, Ю.В. Василенко,

ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет», г. Брянск,

ringingbell@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются пути решения задач, связанных с формированием рабочей программы и преподаванием дисциплины «Инженерная графика» для учащихся СПО по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».

Согласно ФГОС СПО 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», основным видом деятельности выпускника является моделирование и конструирование швейных изделий. Будущий технолог-конструктор, согласно структуре программы подготовки, должен уметь выполнять и читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности; выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек; выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов.

Как правило, при последующем обучении на профильных специальностях высшего образования, при проектировании швейных изделий часто обучающиеся, в том числе выпускники СПО, испытывают определенные трудности в представлении элементарных фигур, объемных тел, способе получения их разверток, а тем более сечении и пересечении объемных тел.

Еще одной трудностью преподавания дисциплины «Инженерная графика» на специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» является то, что согласно тенденции, предмет «Черчение» во многих общеобразовательных учреждениях либо не преподается вообще, либо носит факультативный характер.

Изучив методические рекомендации преподавателей, преподающих дисциплину «Инженерная графика», подготовку обучаемых и их возраст, требований к квалификации выпускника, а также опираясь на собственный опыт преподавания данной дисциплины на других специальностях, была разработана рабочая программа учебной дисциплины.

Традиционно весь курс был разбит на разделы. В первом разделе обучающиеся начинают знакомство с «Геометрическим черчением», а именно учатся оформлять основную надпись. При изучении тем «Основные типы линий» и «Деление окружностей на равные части», в практической части обучающимся предлагаются задания на создание чертежей деталей, имеющих элементы, повторяющиеся по кругу с заданным угловым шагом. При разработке заданий приходилось учитывать гендерную особенность групп данной профессии. Учитывалось также то, что одним из объектов профессиональной деятельности выпускников являются эстетические характеристики моделей швейного изделия. Все ранее сказанное определило типы заданий первых практических работ, они представляли собой узоры, имеющие в своем составе не только элементы с разбиением окружности на равные части, но и разные типы линий (рис.1 а).     

а)

                   

б)

Рисунок 1 - Примеры индивидуальных заданий: а) узоры для тем «Типы линий» и «Деление окружности на равные части»; б) контуры для сопряжения геометрических элементов.

 

Изучение темы «Правила вычерчивания контуров технических деталей» традиционно начинается с овладения приѐмами вычерчивания контура деталей с применением различных геометрических построений, например сопряжений или лекальных кривых. Индивидуальные задания по теме представлен контурами, строящимися с применением различных способов сопряжений (рис. 1 б).

Теме «Лекальные кривые» для специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» отводится особое место. Данный навык необходим не только при дальнейшем построении разверток усеченных объемных тел, которые являются основами представления таких элементов кроя швейных изделий, как пройма рукава или горловины. Он оказывается в числе основных при последующем формировании практического навыка конструирования и выкраивания.

Следующий раздел «Проекционное черчение» начинается традиционно с определения основных видов проекций и методов проецирования. Особое место в разделе отводится проецированию тел вращения, их сечению и пересечению. Как уже отмечалось ранее они являются основами для дальнейших профессиональных навыков при проектировании чертежей конструкций моделей швейных изделий.

Технический рисунок напрямую связан с объектами профессиональной деятельности выпускников согласно ФГОС 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В разделе «Техническое рисование» особое внимание уделяется не только первоначальным приемам формирования изображений основных геометрических форм, но и отработке полученных навыков при изображении объемных моделей с натуры.

Последним разделом является «Машиностроительное черчение», согласно ФГОС 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», обучающийся должен выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем. Именно это умение, обуславливает концентрацию некоторых преподавателей на построении деталей исключительно технического профиля, опуская вышеизложенные разделы. Мы в этом разделе ограничиваемся изучением условного обозначения резьбовых соединений, правил построения различных разрезов и сечений деталей.

Каждый из разделов закрепляется тестовыми или творческими заданиями. Последние пользовались особенной популярностью среди обучающихся. Некоторым было интересно не только создать контур с применением, например, навыка построения лекальных кривых, но и изготовить изделие, применяя полученный контур в качестве выкройки. Были изготовлены затейливые «хваталки» для кухни, различные варианты карманов и краев воротничков на детские швейные изделия.

Подобное построение курса позволяет избежать сложностей в понимании задач последнего раздела. Сформированное пространственное мышление, необходимое в дальнейших профессиональных навыках, помогает представить поверхности как тел вращения, так и корпусных деталей, которые лежат в основе изображения технологического оборудования и технологических схем. Преподавание «Инженерной графики» для специальности 29.02.04 имеет свои особенности по сравнению с преподаванием для остальных технических специальностей.

Опыт дальнейшего общения с выпускниками СПО показывает, что при последующей профессиональной деятельности они уверенно демонстрируют навык чтения конструкторских чертежей, понимание нормативно-технической документации и грамотно оформляют проектную документацию с учетом требований стандартов. Также повышается уровень качества конструирования элементов швейных изделий на фоне четкого понимания геометрических особенностей формирования отдельных элементов кроя.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 275 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика