Воскресенье, 19.05.2024, 02:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРИБОРОСТРОЕНИЕ»

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПРИБОРОСТРОЕНИЕ»

А.В. Селихов, канд.техн.наук,
В.В. Мишин, канд.техн.наук, доцент
ФГБОУ ФО ОГУ имения И.С. Тургенева, г. Орел,
e-mail: pms35@ostu.ru, vlad89290@gmail.com

Аннотация: В данной статье описывается организация проектной деятельности в рамках подготовки специалистов по направлению «Приборостроение», прикладной бакалавриат.

Введение

На современном рынке труда, в условиях постоянно растущего объема знаний, когда появляются новые программные продукты, методы анализа и обработки информации, новые научные открытия, соискатели должны обладать навыками адаптации и приспособления. Поэтому важной целью воспитания студентов является формирование навыков самостоятельности в труде, подготовке к осознанной трудовой деятельности. Профессионализм выпускника обеспечивает его высокую мобильность как специалиста, способность своевременно осваивать новые навыки и умения, искать необходимые знания.

В рамках подготовки специалистов прикладного бакалавриата основной задачей является развитие навыков, направленных на решение практических задач. Выпускной квалификационной работой по направлению «Приборостроение» является диплом, который представляет собой полный набор конструкторской документации, необходимой для изготовления функционально законченного устройства, весь процесс обучения строится таким образом, чтобы развить у студента навыки, необходимые для решения поставленной задачи.

Основная часть

Процесс проектирования приборов представляет собой процесс перехода от первичного описания прибора, представленного в виде технического задания, к детализированному описанию объекта для различных этапов проектирования (рисунок 1).

Безымянный Обучение строится таким образом, чтобы подготовить студента к выполнению указанных этапов, в качестве аттестации полученных навыков используются курсовые работы, расчётно-графические работы.

Наиболее эффективным является обучение при личной заинтересованности студента, поэтому он самостоятельно должен выбрать тему исследования, для этого необходимо провести анализ интересующей его области знаний, выявить проблему, определить её актуальность, таким образом осуществляется переход к творческим проектам.

Рисунок 1 – Этапы проектирования и выпускаемая документация

 

Этапы метода творческих проектов

I ЭТАП – Исследовательский (подготовительный)

На данном этапе проводится активная работа с литературными источниками: патенты, статьи, диссертации, научно-техническая литература. В результате формулируется тема проекта и краткая формулировка его содержания.

Системный подход, применяемый в проектной деятельности подразумевает разделение проекта на несколько более мелких задач, которые могут решаться по восходящему принципу, нисходящему или смешанному. Далее проводится планирование  формирование направлений деятельности.

Проектирование прибора начинается со сбора информации по прототипам, чтобы определить характерные конструктивные черты, общие структурные элементы, выявить преимущества и недостатки уже существующих изделий. На основе предварительного анализа информации проводится выработка первоначальных идей по проекту, формирование требований по его функциям, принципу работы, потребительским свойствам.

На данном этапе может существовать несколько вариантов реализации идеи измерительного прибора, они обсуждаются с руководителем, прорабатываются их слабые и сильные стороны для выбора оптимального решения. Важным критерием является возможность его осуществления в рамках технических возможностей ВУЗа. В итоге формируется техническое задание, структурная схема изделия.

Далее следует детальная проработка идеи. Результатом структурного синтеза является функция преобразования прибора, она записывается в общем виде. Необходимо выбрать конкретное схемотехническое решение, реализующее функцию преобразования каждого блока. Итогом является полное математическое описание прибора. Для выполнения параметрического синтеза необходимо задаться рядом параметров: допустимая погрешность, уровни входных и выходных сигналов блоков, динамические свойства и т.д.. На основании этой информации и конструктивных соображений определяются коэффициенты передач, что свою очередь позволит определить номинальные значения элементов.

Для расчета погрешности измерительной цепи необходимо выбрать элементную базу, для конкретизации технических характеристик (напряжение смещения, разность входных токов операционных усилителей, температурные параметры элементов, разрядность АЦП).

II ЭТАП – Технологический

Здесь проводится разработка технологии их изготовления; определение технологии сборки и наладки, методики и программных испытаний. В  результате должно быть подготовлено производство опытного образца; разработка технологической  оснастки и оборудования для серийного выпуска изделия.

III ЭТАП – Заключительный

Здесь проводится:

– Экономическая оценка это полное экономическое обоснование и расчет финансовых затрат.

– Оценка качества готового изделия, самооценка и самоанализ всей проектной деятельности, защита проекта.

Коллективная работа

Коллективная работа над проектом позволяет решать более сложные задачи, распределив человеческие ресурсы по различным направлениям.

Этапы [1, 2]:

1. Планирование

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов обучающихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные обучающимися темы проектов выносится на обсуждение.

Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом, формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали обучающиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами. Так, например, условно можно проект разделить на программное обеспечение, электронику, механику. Один студент может не обладать всеми необходимыми качествами, поэтому для повышения эффективности группа, работающая над проектом, может быть сгруппирована из студентов, обладающими необходимыми навыками или предрасположенностями.

2. Аналитический этап.

Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации.

На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет преподавателю и самим участникам оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчить контроль.

3. Обработка полученной информации.

Необходимо, чтобы обучающиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных знаний, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). Все необходимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Обучающиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации (правильное составление конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на конференции и т.д.). И на этом этапе необходимо предоставить обучающимися максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому обучающийся раскрыть свой творческий потенциал.

4. Представление полученных результатов работы (презентация) [3].

На этом этапе обучающиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом. Обучающиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Заключение

В проектном обучении создаются условия для осуществления проектной деятельности, у студентов учат уметь добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем, помогают определиться  с предметной областью, овладеть навыками работы индивидуально и в команде.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Иванычева, Т.А. Метод проектов. Проектная деятельность. Методические рекомендации для преподавателя / Т.А. Иванычева, Ю.С.Киселева, М.К. Костоломова. – Тюмень: ТОГИРРО. – 2016. – 29 с.

2. Галибина, Н.Ю. Методические рекомендации по групповому проекту, для студентов СПО по укрупненной группе специальностей 38.00.00 Экономика и управление / Н.Ю. Галибина. – Владимир.: Владимирский филиал Финуниверситета. – 2017. – 18 с.

3. Носова, Н. В. Особенности организации проектной деятельности учащихся на старшей ступени общего образования / Н.В. Носова // Профильная школа. – ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М». – 2007. – №4. – С. 57-59.

Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 323 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика