Суббота, 18.05.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Е.М.Харькова, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г.Ливны,
e-mail: anс68@mail.ru

Аннотация.  В данной статье затрагиваются вопросы, касающиеся цели практической подготовки студентов, то есть обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности путем формирования общих и профессиональных компетенций, углубления и расширения знаний и умений, а также приобретения практического опыта по специальности.

В профессиональном образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста: модернизация содержания и форм профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования.

Целью практической подготовки студентов является обеспечение у них готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Сейчас не используется понятие «профессионализма», для оценки деловых качеств будущего работника, а при этом мы все чаще слышим такое понятие как «компетентность». Под понятием «компетентность» понимаются такие качества человека, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять свои знания, умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять гибкость ума и способность к экономическому мышлению

 Компетентностный подход предполагает формирование профессиональных компетенций (практический опыт, знание, умение) и овладение способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, что составляет социальную компетентность. В связи с переходом на ФГОС СПО, которые предусматривают реализацию компетентностного подхода, меняются основные направления всех видов практик и, соответственно, цели работы руководителей практики:

- на учебной практике — это формирование готовности к усвоению студентами общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального опыта;

- на практике по профилю специальности — развитие общих и профессиональных компетенций при изучении профессиональных модулей;

- на преддипломной — дальнейшее развитие общих и профессиональных компетенций, проверка готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности.

Современное профессиональное образование должно дать выпускнику не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающий готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях.

Учебный процесс в колледже должен быть связан с реальной профессиональной жизнью, что позволяет осуществить эту связь в результате проведения тематических экскурсий. Это позволяет показать студентам особенности приобретаемой профессии, развивать познавательные способности.

Учебные экскурсии на производственные предприятия  позволяют проводить наблюдения, а также изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях.

Во время экскурсий студенты наблюдают связь с предшествующим и последующим изложением учебного материала, который иллюстрируется наглядными пособиями, что дает представление о практическом использовании знаний в производстве, знакомятся с предприятиями, что способствуют более прочному усвоению теоретических знаний. Актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.

Целесообразно, если экскурсия как вид учебной деятельности будет осуществляться целенаправленно и систематично, и составит не менее 10-15% объема учебного времени, при условии, что социальные партнеры-представители производства, характеризуя производственные процессы, будут акцентировать внимание на перспективах профессионального роста, значимости профессии, дополнительно обеспечат повышение мотивации студентов. В результате чего ведущие профессиональные компетенции будут успешно сформированы,

В процессе профессионального обучения студентов специальности «Технология машиностроения» в Ливенском филиале организуются и проводятся учебные экскурсии на отраслевые предприятия г. Ливны. Производственные экскурсии помогают учащимся раскрыть связь теории практики, познакомиться с принципами действия и устройством станков, различных технических сооружений, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами и инструментами. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.

Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Учебная практика студентов призвана обеспечить качественную подготовку будущего мастера профессионального обучения к самостоятельному и творческому выполнению основных профессиональных функций в реальном производственном процессе, либо в преподавательской деятельности. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения, применять неординарные решения, творчески подходить к различным ситуациям. А также, учатся устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса. Так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновать своё решение. Специфика формирования ключевых компетенций у студентов заключается в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а когда студент сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

В СПО приходят обучающиеся недостаточно мотивированные, которые не имеют общего представления о содержании будущей профессии. Поэтому с первых курсов необходимо привлекать обучающихся к участию в предметных кружках, на старших курсах проведение творческих выставок, проведение дней открытых дверей, участие в конкурсах профессионального мастерства.
Практика - вид учебной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. (из Закона об образовании РФ)

Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

Содержание всех этапов практики должно обеспечивать обоснованную последовательность формирования у обучающихся системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2001.-272с.
  2. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера производственного обучения: учеб.пособие для студ. сред. проф. образования. 2-е изд., испр. / Г.И. Кругликов.– М.:Издательскийцентр «Академия», 2006.-272с.
  3. Беликова, Н. А. Экскурсии. Опыт проведения / Н. А. Беликова, Э. В. Ковалевич // География в школе, 2005. - N 3. - С. 48-51.
  4. Методика подготовки экскурсии [Электронный ресурс] ООО "Мультиурок". -  Режим доступа: http://etelien.ru/Collection/39/39 00053.html
  5. Букатов, В. М. Как подготовиться к экскурсии: три совершенно неожиданных совета / Вячеслав Михайлович Букатов // Народное образование, 2010. - N 3. - С. 184, 216, 230.
  6. Методика организации и проведения производственных экскурсий для учащихся ОУ [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
  7. http://profession.krsnet.ru/teacher/metod/prexcurs.html
  8. Формы организации процесса обучения: традиции и новации [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100140/index.html
  9. Экскурсоведение [Электронный ресурс]/ Пути совершенствования экскурсионной методики Режим доступа: http://www.kmvline.ru/lib/exkursoveden/25.php

 


 

Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 250 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика