Суббота, 18.05.2024, 23:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЛИВЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ОГУ ИМ. И.С.ТУРГЕНЕВА

УДК 377.5

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЛИВЕНСКИЙ ФИЛИАЛ ОГУ ИМ. И.С.ТУРГЕНЕВА

 

Е.И. Дорогавцева, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева, г. Ливны,

e-mail: dmitry.doro@ yandex.ru

 

Аннотация. В данной статье раскрывается организация практического обучения студентов на примере учебной и производственной практик, а также рассматривается значение социального партнерства в профессиональном образовании.

 На сегодняшний момент остро ощущается проблема профессионального воспитания студентов – будущих специалистов.

Результатом профессионального образования выступает подготовка высококвалифицированных специалистов, которые были бы компетентны, активны, мобильны, владели передовыми технологиями и могли быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях.

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении бухгалтерской и экономической деятельности в соответствии с программами подготовки специалистов среднего звена, разработанными на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям подготовки.

В филиале пристальное внимание уделяется системе производственного обучения студентов (практике).

Основной профессиональной образовательной программой по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» предусмотрены следующие виды практики: учебная практика (проходит в учебном заведении); производственная практика, состоящая из следующих этапов: практика по профилю специальности и практика преддипломная (проходит в организациях,  предприятиях города).

Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Учебная практика по специальности 38.02.01 включена в график учебного процесса студентов 2 курса. Данный вид практики ориентирован на закрепление знаний, навыков и умений по пройденным за этот год обучения профессиональным модулям ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» и ПМ 05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих».

Учебная практика проходит в организованной на базе филиала «Учебной бухгалтерии» под руководством преподавателя спецдисциплин или модулей.

Результатом данной практики выступает отчет по учебной практике, в котором закреплены умения студентов документировать хозяйственные операции и вести бухгалтерский учет имущества организации, а также выполнять работы по должности «кассир».

Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта.

Итогом данного вида практики является отчет по производственной практике (по профилю специальности), в котором студент демонстрирует умение вести бухгалтерский учет источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации; вести расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами; составлять бухгалтерскую отчетность и использовать ее для анализа финансового состояния организации; составлять налоговые декларации, отчеты по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность; участвовать в счетной проверке бухгалтерской отчетности; анализировать информацию о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

Преддипломная практика направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Практику по профилю специальности и преддипломную практику проходят студенты специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» на 3 курсе обучения.

Практика является главной составляющей профессиональной подготовки студентов образовательных учреждений СПО.

Практика студентов организуется в соответствии с Положением о производственной практике ссузов и на основании договоров о сотрудничестве с социальными партнерами.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса.

С целью повышения качества подготовки специалистов филиал тесно сотрудничает с социальными партнерами и постоянно расширяет границы сотрудничества.

Взаимодействие Ливенского филиала ОГУ им. И.С.Тургенева и социальных партнеров будет устойчивым и долговременным лишь при условии, что каждый осознает и удовлетворит свой интерес на всех этапах образовательного процесса, а также совместно будут реализованы поставленные задачи:

- совместное планирование взаимодействия в подготовке и трудоустройстве специалистов и рабочих кадров;

- повышение качества практического обучения и профессиональной подготовки;

- обеспечение финансовыми ресурсами реальных проектов подготовки специалистов;

- внедрение в профессиональную подготовку студентов передовых приемов и методов организации труда;

- устойчивое развитие материально-технической базы учебного заведения на долгосрочной основе;

- повышение у студентов мотивации к повышению профессионального мастерства;

- содействие трудоустройству выпускников.

В связи с переходом образования на стандарты третьего поколения возрастает роль социального партнерства, т.к. интегральное качество профессионального стандарта должно отражать качественный запрос работодателей на подготовку кадров и содействовать обеспечению их специалистами-выпускниками образовательного учреждения, которые должны иметь базовые компетенции для выполнения профессиональной деятельности.

Работодателю профессиональный стандарт помогает:

- подбирать квалифицированный персонал на рынке труда;

- обеспечить требуемое качество труда персонала;

- обеспечить профессиональный рост персонала;

- поддерживать и улучшать стандарты качества на предприятии через контроль и повышение уровня профессионализма работников;

- повышать мотивацию трудового персонала;

- повышать эффективность, обеспечить стабильность и высокое качество труда, и как следствие добиться высоких экономических результатов.

В Ливенском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева ведется работа по выявлению требований, которые предъявляют работодатели к выпускникам.

Анализ результатов анкетирования работодателей России показал, что особое значение работодатели придают ключевым, базовым навыкам работников. Они считают, что недостаток профессионализма в выполнении, каких либо производственных операций, функций устраним. Выпускника системы профессионального образования, можно научить профессии уже на рабочем месте, помочь освоить новую технику и технологии. Но очень трудно изменить психологический настрой человека к делу, к людям.

Руководители различных предприятий и организаций примерно одинаково оценивают личностные качества, необходимые будущему специалисту:

- умение работать в команде;

- интерес к профессии;

- нравственность и креативность;

- самостоятельность и ответственность за результаты;

- стрессоустойчивость.

Выработать вышеперечисленные качества студентам помогают преподаватели спецдисциплин и профессиональных модулей.

С целью координации совместных действий Ливенский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева и предприятий города по организации и проведению практической подготовки студентов из числа работников организации назначаются лица, ответственные за организацию и проведение производственной практики (руководители практики).

Методическое руководство производственной практикой студентов осуществляет преподаватель профессиональных модулей.

На студентов, проходящих практику на базах практической подготовки, распространяются правила охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности, а также правила внутреннего трудового распорядка, действующие на данной базе практической подготовки.

Студенты при прохождении производственной практики в организациях обязаны полностью выполнять задания, предусмотренные программой производственной практики.

Результаты производственной практики определяются программой практики. Производственная практика завершается аттестацией студентов, на основании которой определяется уровень освоения ОПК и ПК. Итоговая оценка устанавливается с учетом результатов практической подготовки, подтверждаемых документами тех организаций, на которых была организована производственная практика.

Базами практической подготовки студентов Ливенский филиал ОГУ им. И.С.Тургенева по специальности 38.02.01 являются ведущие предприятия города ОАО «ЛЗПМ», ОАО «Автоагрегат» и др.

  • отзывам руководителей практики со стороны предприятий, наши студенты имеют современное качественное образование, их отличает умение соединять теоретические и практические знания, быстро переходить от адаптации к самостоятельному и эффективному исполнению служебных обязанностей.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Зарецкая И.И. Проект «Образование» - стимул мастерства [Текст] / И.И. Зарецкая // Профессиональное образование. Столица. − 2010. − № 5. − С. 33-35.

2.Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие [Текст] / В.А. Скакун. − М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. − 336с.

 

 

 

Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 278 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика