Воскресенье, 19.05.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

УДК 377.784

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Е. В Осит, преподаватель,

ФСПО ПТИ им. Н.Н. Поликарпова,
ОГУ им. И. С. Тургенева, г. Орел,
е- mail: ev.osit@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности организации практического обучения в колледже, методическое обеспечение практических занятий как основа их эффективности, пути реализации профессиональных компетенций технических специальностей на основе информационных технологий.

«Знание – сокровищница, но ключ к ней –практика»

Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию ФГОС СПО по специальностям, профессиям и формировать умения (компетенции) студента.

Компетенции – это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности на том или ином поприще. Не менее важное значение имеют личностные черты: убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка. Другими словами, обучающийся должен не только получить знания и отработать совокупность умений – по завершении обучения он должен мочь и хотеть делать то, ради чего все обучение и затевалось. Целью проведения практики при изучении дисциплин «Инженерная графика» и «Инженерная компьютерная графика», является освоение обучающимися методов и приемов выполнения чертежей, правило оформления технической документации в соответствии с требованиями ГОСТ, работая с разнообразными графическими пакетами. Сочетание применения теоретических и практических знаний должно активизировать познавательную деятельность учащихся, предоставлять возможность более детального и более глубокого усвоения учебной информации. Практическое занятие, как и любой другой метод обучения должен носить элементы научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с другими видами учебных занятий и практик. На основе изучения исходного материала у преподавателя складывается представление о целях и задачах практического занятия и о том объеме работы, который должен выполнить каждый обучающийся. Дальше можно приступить к разработке содержания практического занятия. На этом этапе необходимо: - выполнить подбор вопросов, которые будут сочетать понимание теоретического и практического материала; - подобрать материал для примеров и упражнений. При этом преподаватель должен понимать, почему он предлагает данную задачу, что решение этой задачи даст учащемуся возможность лучше овладеть изучаемой темой - рассчитать распределение времени, отведенного на занятие; - выполнить решение подобранных задач самим преподавателем и выполнить их методическую обработку; - подобрать иллюстративный материал (плакаты, схемы, мультимедийные слайды), необходимый для решения задач, продумать расположение чертежей, рисунков в методических указаниях к выполнению практических занятий. При проведении практических занятий преподавателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Практические занятия являются подготовкой учащихся к изучению дисциплин профессионального модуля. Системный подход к организации практического обучения заключается в следующем-теория и практика увязываются между собой таким образом, что без усвоения знаний, полученных на занятиях, практически невозможно качественно выполнить практическую работу, и, параллельно, весьма сложно осознать и запомнить весь выдаваемый на занятиях теоретический материал, если не закрепить его на практических занятиях.

В профессиональном образовании технического профиля существенное внимание уделяется междисциплинарным курсам, базирующимся на общих знаниях в области технологии, технической механики, сопротивления материалов, гидравлики, инженерной графики, и другие. Например, знакомство с некоторыми САПР в области инженерной графики, в рамках одноименной дисциплины. Далее, в рамках дисциплин «Инженерная графика» и« Инженерная компьютерная графика» осуществляется углубленное изучение отраслевого применения данных САПР. При разработке содержания практических занятий необходимо учитывать, что они должны охватить весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная учебная дисциплина, а в совокупности охватить всю профессиональную деятельность (профессиональные компетенции), к которой готовится специалист. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе практики, изучения профессиональных модулей. В процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, формируются навыки, общие компетенции. Реализация ключевого принципа, заложенного во ФГОС – ориентация на цели, требуют своевременной разработки новых и переработки имеющихся методических и информационных материалов. Методические материалы, сопровождающие практические занятия должны оказать помощь в организации процесса самостоятельной учебной деятельности студента, развитие их творческих способностей. Для организации работы на практических занятиях и для организации самостоятельной деятельности студентов рекомендуется создание следующих методических материалов: методические указания для практических работ с различными типами заданий, для контрольных и самостоятельных работ; рабочие тетради – для выполнения студентами различных заданий, на страницах которых отражаются результаты их работы; практикум (сборник задач и упражнений), содержащий систему индивидуальных или групповых заданий, способствующих закреплению и усвоению пройденного материала; учебные справочники – для использования по учебной дисциплине; сборники тестовых заданий – для промежуточного и итогового контроля обучения учебной дисциплины. Учебно-методические издания должны излагаться в доступной, ясной, последовательной и удобной для изучения или преподавания форме, в расчете на уровень студентов среднего профессионального образования.

Для более эффективной подготовки и проведения практических занятий необходимо использование компьютерных программ, разработка заданий для автоматизированного тестового контроля. Для наработки профессионализма необходимо многократное выполнение действий в заданной последовательности. Студент должен нарабатывать профессионализм уже во время обучения. Для этого необходимо выбирать такие методы обучения, которые позволят сформулировать профессиональные компетенции и приобрести навыки практической работы по специальности.

Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Еременко Л.Е. Особенности организации практического обучения в колледже [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 267-269.
  2. Лисицына Л. С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем / Л. С. Лисицына. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. – 147 с.
Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 262 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика