Воскресенье, 19.05.2024, 10:46
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании

ГРУППОВАЯ РАБОТА В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

УДК 377.1

ГРУППОВАЯ РАБОТА В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Т.А. Пучкова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема укрепления профессиональной мотивации в процессе использования технологий практико-ориентированного обучения, исследовательской деятельности.

Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности  включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной работе. В процессе образования мотивация становится движущей силой. Мотивы – это мобильная система, на которую можно влиять. Даже если выбор будущей профессии был сделан обучающимся не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то целенаправленно формируя  устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и становлении. Укрепление профессиональной  мотивации происходит в процессе использования технологий практико-ориентированного обучения, обеспечивающего не только формирование профессиональных компетенций, но и профессиональную мотивацию обучающихся. Учебно-исследовательская  деятельность - это  приобщение обучающихся к самостоятельности, начиная с выполнения доклада, лабораторных, практических работ участие в конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства. В работе кафедры инженерного образования, при изучении общетехнических дисциплин мы широко применяем командную работу при выполнении практических, лабораторных работ. Занятия  в группе учат обучающихся принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства, что и предусматривают стандарты последнего поколения. На практических занятиях по Технологии машиностроения я применяю метод работы в группах 3-4 человек.  Группе дается задание, ставиться цель.

 

Рисунок 1 – Выполнение практических занятий по Технологии машиностроения

Тема практического занятия: «Разработка плана обработки плоской поверхности»

Цель: Изучить технологию обработки плоской поверхности, установление оптимальных режимов резания и документации обработки.

Исходные данные: 1. Чертеж детали.

2. Годовая производственная программа.

3. ГОСТ. Правила записи операции и переходов.

4. Справочник технолога-машиностроителя. Т.2

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать способ получения заготовки и назначить припуски по таблице.

2. Составить тех. маршрут обработки детали для чего:

- наметить и записать операции в последовательности их выполнения;

- подобрать станки для их выполнения;

- записать полное наименование операций и ее условное обозначение.

3. Для операции обработки плоской поверхности:

- выполнить эскиз;

- подобрать приспособление, режущий и измерительный инструмент;

- разработать содержание операции с записью переходов в последовательности их выполнения

4. Назначить режимы резания по нормативам.

В методических рекомендациях студенты находят не только задание и чертеж детали, но и упрощенный классический вариант маршрута обработки. Задача группы с помощью справочной литературы, интернет ресурсов найти современные аналоги оборудования, инструмента, попытаться создать новый маршрут обработки. Уже через 10-15 минут можно увидеть навыки коммуникации совместной командной или личной работы в составе группы. И все это на данном этапе очень правильно и поддается коррекции, как со стороны преподавателя, так и внутри группы. Она сплачивается в ходе совместной работы. В процессе выполнения работы  в группе намечается лидер, который организует работу в команде. Также хорошо прослеживаются студенты, плохо усвоившие материал. Но групповая работа дает им возможность подтянуться, наверстать упущенное. По окончанию работы оформляется отчет, который защищается. В результате работа оценивается с 3х позиций.

1. Правильность выполнения задания.

2.Интересное решение задачи.

3.Умение защитить, презентовать свой вариант выполнения задания.

Командная работа широко используется, при участии в конкурсе профессионального мастерства «Молодые профессионалы по рабочей профессии токарь-универсал» по критериям (Worldskills Russia), проводимый на кафедре. Мы используем смешанные команды 2 и 3 курса. На конкурсе совместно ребята должны по чертежу детали написать техпроцесс обработки, подготовить станок к работе, произвести обработку, соблюдая технику безопасности. Дается ограниченное время. От слаженности действий команды зависит многое. В процессе подготовки к конкурсу проводится большая подготовительная работа, с преподавателями, мастером, обучающимися. На внеурочных занятиях даются не только практические навыки, но и дополнительный теоретический материал. В результате такой совместной работы педагогов и детей весь на конкурсе команды показывают хороший результат, что неоднократно подтверждалось представителями предприятий города оценивающих конкурс.

 

Рисунок 2 – Участие студентов в конкурсе профессионального мастерства «Молодые профессионалы по рабочей профессии токарь-универсал» по критериям (Worldskills Russia)

Главной целью исследовательской работы является коллективный труд. Обучающиеся, преподаватели кафедры совместно проводят обсуждение, анализ, готовят опыт, представление, оформление доклада, презентации.

 

Рисунок 3 – Выполнение исследовательской деятельности студентами

Учебно-исследовательская деятельность – развитие умственных, практических умений, позволяющих повысить креативность, мобильность обучающихся. Организация исследовательской работы направлена на активизацию опыта познавательной деятельности обучающихся, более глубокое понимание научных основ, явлений, событий, процессов, следствий, формирование осознанной необходимости постоянного повышения своей компетентности. Приобретая навыки  самостоятельных познавательных действий, обучающиеся осваивают нормы поведения, выполняют определенные роли в профессиональных коммуникациях, у них развивается системное мышление, умение анализировать, синтезировать информацию, использовать теоретические знания на практике, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. Преподаватель обязательно должен сопровождать, курировать, моделировать данную деятельность и создавать условия, способствующие выработке у обучающихся нового знания. Ценностная ориентация будущих специалистов на самообразование формируется через отношение к будущей работе, что в свою очередь усиливает мотивацию к ней. Участие в исследовательской деятельности дает возможность развивать исследовательские компетенции обучающихся и формировать компетентность будущих специалистов на основе современных образовательных технологий. Особо можно выделить коллективную исследовательскую работу.  На кафедре существует  объединение студентов 2-4 курса, преподавателей, представителя промышленного предприятия.

  

Рисунок 4 – Участие студентов в НПК, проходивших на базе филиала

В результате коллективной работы выделяется основная идея, актуальность проблемы, решения которой  можно добиться общими усилиями, используя имеющиеся знания, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного планирования, выбора средств и способов деятельности, коллективного поиска необходимой информации и далее – последующей коллективной презентации полученного совместного продукта. Наряду с этим коллективный проект – важнейший источник взаимообмена нужной информацией в процессе мозгового штурма, способ формирования позитивного, доброго эмоционального отношения друг к другу. Совместная деятельность объединяет молодых людей одной общей целью, общими радостями от достижения этой цели и рождения продукта, переживаниями за конечный результат такой деятельности. Коллективный проект формирует у студентов очень ценные умения: распределять между собой обязанности, согласовывать коллективные действия, уступать желаниям друг друга, слушать и слышать, убеждать друг друга в своей правоте. Коллективная, совместная, согласованная, увлекательная деятельность, в которой они объединяются для решения общей задачи, формирует определенные качества личности, необходимые для дальнейшей профессиональной работы, что полностью отвечает требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов и делает будущего специалиста достаточно конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Таким образом, анализ места и роли научно-исследовательской деятельности в подготовке конкурентоспособного специалиста показал необходимость организации и осуществления данной деятельности, поскольку именно занятия научной, исследовательской деятельностью порождают важные стимулы и мотивы – моральные и материальные. Обучающиеся, получившие навыки, опыт научного исследования, хорошо держаться на защите дипломного, курсового проекта, умеют общаться с аудиторией, смело вступают в дискуссию и отстаивают свое мнение, умеют грамотно, взвешенно ответить на дополнительные вопросы. И это прекрасно так, как современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов. Специалист должен уметь использовать в своей работе новое, что появляется в науке, практике.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Пеганкин, В.И. НИР студентов младших курсов, проблемы и решения / В.И. Пеганкин, Т.А. Гаврилова //  Высшее образование в России. – 2008. - №7. – С. 21-23.

2. Макарова, М.Н. Организация участия первокурсников в научно – исследовательской работе / М.Н.Макарова // Вестник среднего профессионального образования. – 2014. - №6. – С. 14-16

3. Бочарова, И.И. Как подготовить и провести хороший урок / И.И. Бочарова // Средне профессиональное образование.-  2014.- №2. – С. 21 - 24.

4. Гозаева, Е.М. Учебно – исследовательская и проектная деятельность как возможность развития профессиональной мотивации студентов СПО / Е.М. Гозаева. – Текст : электронный // В сб.: Исследовательская деятельность в образовательной организации: проблемы, поиск, решения. – Саратов, 2018. – С.149 – 152. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36720880 (дата обращения 6.12.2019)

Категория: 5. Организация практического обучения в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 281 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика