Воскресенье, 19.05.2024, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 4. Информационные технологии в системе профессионального образования

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УДК 004

ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.Е. Сахарова, преподаватель,

Мценский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Мценск,
e-mail: svik96@mail.ru

Аннотация. Оптимизация образовательного процесса – это не только педагогическая проблема, но и стратегическая задача изменения возможностей увеличения объема информационной емкости учебного материала при неизменных сроках обучения и использовании современных достижений научно-технического прогресса. В статье рассмотрены направления оптимизации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий.

В словарях и энциклопедиях оптимизацию определяют как нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных [1].

Академик Ю.К. Бабанский предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. «Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов образовательного процесса. Он зовет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое значение» [1].

Оптимизацию образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального  образования можно рассматривать как одно из ведущих направлений его перестройки и повышения качества профессиональной подготовки выпускников за счет совершенствования педагогического труда, целенаправленного улучшения содержания, форм, средств и методов обучения, улучшения структуры учебных дисциплин и активизации познавательной деятельности обучающихся при сохранении установленных сроков обучения.

Оптимизация образовательного процесса – это не только педагогическая проблема, но и стратегическая задача, это поиск путей, которые позволили бы повысить темпы обучения без снижения качества  образования. Для решения такой задачи требуется внедрение более совершенных, научно обоснованных технологий обучения и мобилизация творческих способностей личности обучающихся и профессорско- преподавательского состава.

Суть оптимизации обучения состоит в том, чтобы в оптимальные сроки при минимальных затратах улучшить качество профессиональной подготовки. Следовательно, оптимизация обучения– это создание таких условий, при которых обучающиеся в пределах установленных сроков обучения получают больше знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения своих функциональных обязанностей, усваивают их глубже и прочнее.

Оптимизация образовательного процесса должна обеспечить усиление фундаментальности и практической направленности обучения; повышение идейно-теоретического и методического уровня преподавания; активизацию познавательной деятельности обучающихся; улучшение организации образовательного процесса и управления передачей и усвоением знаний, формирования умений и навыков; введение новых форм, методов, приемов обучения и воспитания; совершенствование индивидуализации обучения, самообразования и самовоспитания обучаемых; всемерную активизацию научно-исследовательской работы.

Оптимизация образовательного процесса может быть достигнута за счет совершенствования двух основных компонентов учебно-воспитательного процесса [2, 3]: содержательного и процессуального.

Оптимизация содержательной стороны образовательного процесса определяется:

  • характером профессиональной деятельности выпускников, современным уровнем научно-технического прогресса;
  • установлением тесной связи между учебными дисциплинами и активным использованием научных знаний одних предметов при изучении других;
  • повышением качества самостоятельной работы обучающихся;
  • активным участием профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательской деятельности и применением ее результатов при обучении и воспитании обучающихся;
  • компьютеризацией и информатизацией обучения;
  • повышением информативной емкости содержания каждого вида занятий.

Сейчас трудно назвать какую-либо область, где бы применение информационных технологий не приносило ощутимых результатов. Сегодня компьютер уже экзаменует обучаемых с помощью тестов, дает заключение о характере специалиста, его способностях управлять коллективом и т.д. Возможности компьютеров стремительно возрастают.

Оптимизация образовательного процесса предполагает решение и такой важной проблемы, как повышение информативной емкости содержания каждого вида занятий, т.к. поток информации растет существенными темпами.

В психолого-педагогических исследованиях последнего времени придается большое значение новым подходам к отбору учебного материала, его информативной емкости.

В условиях возрастающего потока научной информации целесообразна подача учебного материала, при которой обучаемые сначала усваивают некоторые общие вопросы, содержания, а затем рассматривают его более конкретно.

Анализ передового опыта педагогов-новаторов и экспериментаторов [2,3] позволяет дать следующие рекомендации по повышению информативной емкости некоторых видов учебных занятий:

  • усиление содержательной, практической направленности каждого вида занятий;
  • комплексное решение образовательной, воспитательной, развивающей функций обучения и психологической подготовки, обучаемых к профессиональной деятельности;
  • повышение информативной емкости занятия за счет максимального насыщения содержания при сохранении его доступности;
  • подача   материала  укрупненными    блоками,    усилением роли обобщения в процессе изучения материала;
  • показ значимости теории в содержании образования;
  • расширение  применения  дедуктивного    подхода в изложении учебного материала;
  • усиление междисциплинарных связей;
  • улучшение отбора упражнений с тем, чтобы при их минимуме решать большой круг учебно-развивающих задач;
  • применение алгоритмизации в процессе обучения;
  • использование компьютерной техники;
  • формирование учебных умений и навыков;
  • концентрация  внимания   на      усвоении    основных категорий, понятий, умений и навыков и др.

Все это требует от педагога нового подхода и стиля мышления, ориентирующих на интенсивное решение задач, стоящих перед средним профессиональным  образованием.

Процессуальная сторона оптимизации образовательного процесса, эта неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса учреждений среднего профессионального  образования, как и содержательная, оказывает существенное влияние на качество профессиональной подготовки.

Уровень подготовки обучаемых находится в прямой зависимости от знаний, умений и владения профессорско- преподавательским составом новой технологии обучения. Ему предстоит по- новому осознать свою роль в учебно-воспитательном процессе учебного заведения, глубоко осмыслить не только содержательную, но и процессуальную сторону обучения, овладеть методикой организации, руководства и управления познавательной деятельностью обучающихся, их обучением, самообразованием, самовоспитанием, саморазвитием. Все это приводит к необходимости овладения педагогической технологией обучения, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий. Оптимизация образовательного процесса немыслима без решения такой важной и актуальной проблемы.

В образовательном процессе всегда должна существовать обратная связь, которая позволяет корректировать образовательный процесс, тем самым оптимизируя его.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977.– 257 с.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  3. Печеня Л.Д. Организация экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования [Электронный ресурс]: методические рекомендации/ Печеня Л.Д., Бондарь М.В.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015.— 60 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67688.html (дата обращения 25.11.2019 г.)
  4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" // Система ГАРАНТ. - Дата обращения к ресурсу: 25.11.2019 г.

 

 

Категория: 4. Информационные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика