Воскресенье, 19.05.2024, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 4. Информационные технологии в системе профессионального образования

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЛИВЕНСКОМ ФИЛИАЛЕ ОГУ ИМ. И.С. ТУРГЕНЕВА

УДК 378:377:004

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В ЛИВЕНСКОМ ФИЛИАЛЕ ОГУ ИМ. И.С. ТУРГЕНЕВА

 

Д.А. Тупикин, доцент кафедры инженерного образования,

Е.А. Звягина, доцент кафедры инженерного образования,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны

 

Аннотация. В статье представлены  результаты внедрения в филиале электронной информационно-образовательной среды в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (уровень бакалавриата).

Одним из направлений реализации федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" нацпроекта "Цифровая экономика" является создание и реализация подходов по обеспечению массовой цифровой грамотности и персонализации образования [1]. Для реализации данного проекта в Минобрнауки 03.12.2019г. состоялось первое заседание учебно-методического совета по оценке наличия компетенций, связанных с цифровой экономикой, в федеральных государственных образовательных стандартах и разработке механизмов совершенствования стандартов с учетом требований цифровой экономики.

ФГОС ВО по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (уровень бакалавриата) утвержденный приказом N 1000 Минобрнауки РФ от 11 августа 2016 г. и реализуемый в настоящее время в Ливенском филиале ОГУ им. И.С. Тургенева, в разделе «VII. Требования к условиям реализации программы бакалавриата» в пункте 7.1.2. содержит требование о наличии в вузе электронной информационно-образовательной среды и формулирует требования, предъявляемые к ней.

Рассмотрим эти требования и особенности их реализации применительно к филиалу.

Первое требование: «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее». Данное требование реализуется следующим способом:

В отношении электронных библиотечных систем – с рядом из них заключены договора, обеспечивающие доступ обучающихся по индивидуальным регистрационным данным. Каждый студент имеет возможность пройти индивидуальную регистрацию в: ЭБС IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru/), ЭБС издательства «ЛАНЬ» (http://e.lanbook.com/books/), а также в электронной библиотеке образовательных ресурсов ОГУ им. И.С. Тургенева - ЭБОР (http://elib.oreluniver.ru/). После индивидуальной регистрации с использованием личного e-mail обучающийся имеет возможность доступа к каждой из них посредством сети «Интернет» с любого устройства, в том числе и с личного смартфона.

Электронная информационно-образовательная среда филиала и университета реализована через официальный сайт университета «http://oreluniver.ru/», что обеспечивает требуемую доступность и сформирована на базе «Личного кабинета студента». Каждый студент при зачислении получает вместе с зачеткой и студенческим билетом, реквизиты для доступа в свой личный кабинет.

Последующие требования стандарта указывают, что именно должна обеспечивать ЭОИС.

Требование «обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах» реализовано раздельно по перечисленным пунктам. В отношении изданий ЭБС и «электронных образовательных ресурсов, указанных в рабочих программах» доступ обеспечивается через вышеуказанные системы ЭБС и ЭБОР. Доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик реализован двумя вариантами:

1. В подразделе «Образование» раздела «Сведения об образовательной организации» (http://oreluniver.ru/branch/livny/sveden) размещены образовательные программы, учебные планы, аннотации рабочих программ, программы всех видов практик, реализуемых в филиале по всем специальностям и направлениям подготовки;

2. Все те-же документы, а также полные тексты рабочих программ и  методические разработки по дисциплинам размещены в личном кабинете студента в пункте «Сведения об основной образовательной программе» (рис.1)

Требование «обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата» выполняется посредством разделов личного кабинета «Расписание», «Ход образовательного процесса», «Промежуточная аттестация и результатов освоения образовательной программы». «Расписание» содержит расписание занятий, идентичное основному утвержденному расписанию на текущий семестр. На данном этапе все основное расписание помещено в один файл и обновляется 1 раз в семестр. Дальнейшее развитие системы предполагает формирование индивидуального текущего расписания для каждого студента.

Раздел «Ход образовательного процесса» содержит информацию о текущем состоянии достижений студента по изучаемым дисциплинам в семестре.

Рисунок 1 - Содержание личного кабинета студента

 

Раздел заполняется преподавателями, ведущими дисциплины, которые с использованием бальной системы отмечают процесс освоения дисциплин. Учитываются результаты посещения занятий, выполнение практических и лабораторных работ, процент реализации графика выполнения курсовых и расчетно-графических работ. Оценивание производится 2 раза в месяц. (рис. 2).

Рисунок 2 - Раздел «Ход образовательного процесса»

 

Раздел «Промежуточная аттестация и результаты освоения образовательной программы» (рис. 3) содержит результаты освоения ОП, полученные в предшествующих семестрах обучения. Информация может быть просмотрена за все предыдущие семестры.

Следующее требование ФГОС «обеспечение проведения всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» не реализуется, поскольку в филиале не используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Рисунок 3 - Раздел «Промежуточная аттестация и результаты освоения образовательной программы»

 

Требование «формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса» реализуется разделами личного кабинета «Электронное портфолио», «Оценка/рецензия» и «Промежуточная аттестация и результаты освоения образовательной программы». В разделе «Электронное портфолио» (рис. 4) обеспечивается сохранение работ обучающегося по пяти категориям.

В категории «Учебная деятельность» в обязательном порядке, в соответствии с положением университета П ОГУ 84-05-50-2018 «Положение о порядке хранения в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и о поощрении обучающихся на бумажных и (или) электронных носителях» [3] размещаются курсовые работы, курсовые проекты и отчеты по практикам с отзывами и оценками. Могут размещаться расчетно-графические и контрольные работы. За размещение работ в категории «Учебная деятельность» отвечают преподаватели, ведущие соответствующие дисциплины и практики, которые должны после успешной сдачи соответствующей работы сформировать ее электронную копию с отсканированными подписанными отзывами, рецензиями и оценками и загрузить ее через свой личный кабинет.

В категории «Научно-исследовательская деятельность», «Общественная деятельность», «Спортивная деятельность», «Культурно-творческая деятельность» обучающийся самостоятельно загружает отсканированные подтверждения своих достижений в соответствующих областях: отсканированные публикации, отчеты о научной работе, патенты, свидетельства, подтверждения участия в грантах, грамоты о спортивных и прочих достижениях, копии приказов о награждениях и т.д.

Рисунок 4 - Раздел «Электронное портфолио»

 

Раздел «Оценка/рецензия» (рис. 5) позволяет осуществлять взаимодействие обучающихся с преподавателями с возможностью передачи документов в электронном виде для текущего и окончательного оценивания и рецензирования работ. Результаты общения сохраняются в личном кабинете и могут использоваться преподавателем для формирования электронного вида работ в электронное портфолио.

В разделе «Промежуточная аттестация и результаты освоения образовательной программы» в числе прочего отражаются и сохраняются оценки, полученные обучающимися за выполненные работы.

Требование ФГОС по обеспечению «взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет» реализуется посредством разделов «Система сообщений» (рис. 6) и «Оценка/рецензия». Оба раздела позволяют осуществлять асинхронный обмен сообщениями между обучающимся и преподавателями, из числа ведущих дисциплины в текущем семестре. Различие заключается в наличии возможности прикрепления файлов в разделе «Оценка/рецензия», как со стороны студента, так и со стороны преподавателя.

Рисунок 5 - Раздел «Оценка/рецензия»

Рисунок 6 - Раздел «Система сообщений»

 

Таким образом, существующая ЭОИС обеспечивает требования, предъявляемые к ней образовательным стандартом, однако это не значит, что она не нуждается в дальнейшем усовершенствовании. В перспективе ЭОИС может обеспечить следующие возможности:

  1. Максимально глубоко интегрировать между собой учебный план, расписание, рабочие программы и электронные образовательные ресурсы, таким образом, чтобы в формате расписания занятий на текущий семестр можно было сразу увидеть вид и тематику предстоящих занятий, электронные и прочие образовательные ресурсы, необходимые для подготовки к ним, виды промежуточного контроля и оценка за успешное выполнение;
  2. Раздел «Ход образовательного процесса» должен быть более прозрачным для понимания и отображать ключевые пункты рубежного контроля и оценки за их выполнение. Для этого должен быть сформирован общий регламент оценивания в формате положения по университету;
  3. Оценивание учебной деятельности в разделе «Электронное портфолио» должно быть полностью интегрировано с разделом «Оценка/рецензия», так чтобы оценивание, рецензирование и формирование отзывов происходило полностью в электронном виде, посредством электронного документооборота и электронных подписей. Это позволит снизить бумажный документооборот и повысит прозрачность оценивания.
  4. Система сообщений должна предусматривать возможность организации синхронного общения, в формате индивидуальных или групповых видео- или аудио-конференций, назначаемых преподавателем по графику консультаций. Возможно совмещение личного и удаленного консультирования.
  5. В целом электронная образовательная среда должна включать возможности, представляющие непрерывный интерес для преподавателей и студентов, требующие их постоянного присутствия в «подключенном» виде, поскольку в имеющемся виде доступ осуществляется периодически и по необходимости. Для повышения интереса возможна организация внутрисистемного общения и взаимодействия между студентами, по учебным и внеучебным направлениям, уведомления о изменениях в расписании и прочих внутривузовских событиях, организация соревновательных и общественных мероприятий.
  6. Для повышения интеграции студентов и преподавателей в ЭОИС необходимо разработать мобильное приложение для смартфонов обеспечивающее его полный функционал с непрерывным его расширением и усовершенствоанием.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Цифровая экономика РФ» Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Режим доступа: https://storage.strategy24.ru/documents/project/4969e810e060438a9e83f821e704a60f.pdf
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (уровень бакалавриата), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. N 1000 Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/150305.pdf
  3. Положение «О порядке хранения в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и о поощрении обучающихся на бумажных и (или) электронных носителях», П ОГУ 84-05-50-2018 от 24.04.2018г. Режим доступа: http://oreluniver.ru/file/sveden/education/о_порядке_хранения_в_архивах_24_.pdf
Категория: 4. Информационные технологии в системе профессионального образования | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 251 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика