Суббота, 18.05.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании

РОЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХИМИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ НА СПО

УДК 371.31

РОЛЬ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХИМИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ НА СПО.

В.Н. Быкова, преподаватель,

ФСПО ПТИ им. Н. Н. Поликарпова,
ОГУ имени И.С. Тургенева, г.Орёл,
e-mail: fspo-md@rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается значение просветительской деятельности по пропаганде научных знаний по химии, приведены примеры возможных форм организации мероприятий внеурочной работы со студентами.

Ведущей характеристикой процесса воспитания и обучения является его целенаправленность, а источниками целей выступают личность обучающегося, общество и государство. При системном подходе к учебно-воспитательному процессу, его представлении в виде определенной совокупности элементов системообразующим выступает именно его цель, т.е. желательный результат деятельности. В профессиональной системе образования цели образовательного процесса формируются также и изнутри. Именно в силу этого положения цели определяют общее содержание образовательного процесса, составляя вместе с ним педагогическую задачу для непосредственных субъектов этого процесса. Содержание образования раскрывается и в сфере дисциплинарных знаний, и в профессиональной практике, и в виде подлежащих восприятию духовных ценностей, норм поведения, профессиональной этики и т. п. Непосредственными субъектами образовательного процесса в профессиональной школе являются преподаватели и студенты. Каждый из них имеет свои, но согласованные объединенные цели, представленные в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей. Учащийся, получающий среднее профессиональное образование - это человек, осознанно решивший продолжить свое образование, освоить интересующую его профессию, связывающий с успешной учебной деятельностью свои будущие жизненные планы. Мотивация и деятельность именно этого субъекта определяет, в конечном счете, продуктивность образовательного процесса. Поэтому само «умение учиться» выдвигается как одно из самых важных требований к современному образованному человеку.

Роль преподавателя, сегодня, смещается в сферу организации условий творческой деятельности студента, развития у него умений самостоятельного поиска истины. Преподаватель остается старшим методологом и придает систематичность и логичность процессу освоения профессии и развитию личности, за счет умелого подбора способов обучения, снижая трудоемкость процесса учения, одухотворяя его, делая интересным и результативным.

Один из главных элементов образовательного процесса – технологии достижения желаемых или заданных результатов процесса воспитания и обучения. Одним из современных методов, предоставляющим студентам возможность получать знания самостоятельно, путем решения практических задач и проблем, в процессе чего знание теоретической химии является не определяющим фактором, является просветительская деятельность в области химических и биологических знаний в совокупности с пропагандой здорового образа жизни.

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и учебные дисциплины не могут быть изолированы друг от друга. Связь между ними - это отражение  интеграции между соответствующими науками, каждая из которых в своей области изучает единый объективно существующий материальный мир. Взаимосвязь между дисциплинами имеет принципиальное значение и состоит в обеспечении многосторонних контактов между ними с целью гармоничного развития мышления учащихся.

Главная идея предложенного подхода к обучению химии, заключается в том, чтобы сместить акцент с различных стандартизированных упражнений и активизировать мыслительную деятельность учащихся, предоставляя преподавателю роль помощника, способного, в зависимости от целей, задач, выбранных учащимися для достижения, подобрать методы и технологии обучения, способствующие как личностному, так и профессиональному росту студентов. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Вот почему продуманный отбор содержания вне учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться.

«Просветительская деятельность разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела")...».

Источник: «Модельный закон просветительской деятельности».

Для организации целенаправленного распространения научных знаний можно использовать различные формы проведения мероприятий: круглый стол, семинар, конференции, лектории.

«Просвещение - целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля, за успешностью освоения сообщаемых сведений;

Источник: «Модельный закон просветительской деятельности».

Пропаганда химических знаний в той или иной профессии, которая проводится ежегодно в виде круглого стола «Химия в моей профессии», позволяет студентам уже на первом курсе более детально познакомиться с техническими устройствами, условиями работы, используемые в их профессиональной деятельности.

Пропаганда здорового образа жизни невозможна без знаний физических, химических и биологических процессов, происходящих в организме человека, так же растений и животных и влияния на них современной окружающей среды. Поэтому я выбрала тему, с которой человек встречается постоянно, но не обращает на нее внимания, тему, которая при своем раскрытии очень сильно удивляет студентов, это небольшой лекторий «Внутренняя среда организма».

Комплекс мероприятий включает несколько тем, например:

«Водная среда организма», «Транспортная сеть», «Зачем организму минеральные соли», «Как мы дышим. Дыхание и фотосинтез», «Живые молекулы. Метаболизм», «Витамины и ферменты», «Иммунная система».

Каждая тема может состоять из разного количества рассматриваемых вопросов. Научность и доступность сообщаемой информации, главные критерии выступающих студентов и преподавателя. Студенты, желающие принять участие в подготовке мероприятия, подбирают информацию самостоятельно по отдельным вопросам, используя разные источники. Преподаватель подбирает и рекомендует источники информации, проверяет и формирует тему в целом, рисунки, схемы, изображения, презентации, эксперименты. Проводит мероприятие преподаватель, он же владеет всей информацией и является выступающим вместе со студентами, беря на себя самые сложные части темы. Например, в теме «Водная среда организма» «Смешанная слюна – это смесь биологических жидкостей, в состав которой входят вода, белки, соли, гликопротеины, липиды, углеводы и минеральные компоненты из слюнных желёз, сыворотки крови и тканей полости рта. Ротовая жидкость многогранна по функциональной нагрузке: она участвует в пищеварительных, минерализующих, стерилизующих, защитных, бактерицидных, иммунных, гормональных и других процессах организма; что отражается на ее биохимическом составе. За сутки человек способен произвести от полутора до двух литров ротовой жидкости, более 94 % от ее массы, является вода. Некоторые стрессовые состояния способны привести к изменению активности антиоксидантных ферментов слюны и концентрации продуктов перекисного окисления липидов. В ротовой полости свободные радикалы катализируют окислительную модификацию белков. Установлено, что модифицированные белки являются одной из главных причин стоматологических болезней – гингивита, пародонтита и многих других».

Главными приемами при проведении мероприятия являются рассказ и объяснение. Адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину, которая включает, с одной стороны, предметную область знания, а с другой - знание закономерностей познавательной деятельности. Знание рождается в сознании человека в результате преобразующей предметной деятельности, является реальностью как часть бытия, часть природы. Например, в теме «Как мы дышим.  Дыхание и фотосинтез», сложные формулы гемоглобина и хлорофилла, воспринимаются как части живого организма.

«Повышение температуры тела снижает сродство гемоглобина к кислороду. Если температура тела снижается, то гемоглобин активнее захватывает кислород, но в меньшей мере отдает его тканям. Это является одной из причин, почему при попадании в холодную (4-12 °С) воду даже хорошие пловцы быстро испытывают непонятную мышечную слабость. Развивается переохлаждение и гипоксия мышц конечностей по причине как уменьшения в них кровотока, так и сниженной диссоциации НbО2.

На практике важно учитывать то, что гемоглобин обладает очень высоким (в 240-300 раз большим, чем к кислороду) сродством к угарному газу (СО). При отравлении СО кожа пострадавшего в местах гиперемии может приобретать вишнево-красный цвет. Молекула СО присоединяется к иону железа гема, и тем самым блокирует возможность связи гемоглобина с кислородом. Кроме того, в присутствии СО даже те молекулы гемоглобина, которые связаны с кислородом, в меньшей степени отдают его тканям. При наличии в воздухе 0,1% СО более 50% молекул гемоглобина превращается в карбоксигемогло- бин, а уже при содержании в крови 20-25% НbСO человеку требуется врачебная помощь. При отравлении угарным газом важно обеспечить пострадавшему вдыхание чистого кислорода».

Таким образом, просветительская деятельность расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые на уроках, расширяет осведомленность в вопросах науки, распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые человеку в повседневной жизнедеятельности.

Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головчанов С.С., Окорокова Г.П. Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего» [Текст]: монография/ Ред.: В.Д. Орехов, Е.С. Комраков. –Жуковский: АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК», 2016. – 36 с.

2.Павлова М.М.,Таренкова И.В., Петрова А.А. Исследование динамики биохимических показателей слюны студентов на фоне нервного напряжения [Электронный ресурс] / М.М. Павлова, И.В. Таренкова, А.А. Петрова // Международный научно- исследовательский журнал. – 2018 - № 4. – Режим доступа: https://research-journal.org/category/biology/

3. Фоксфорд. Учебник. Дыхательная система человека Биология (Анатомия и физиология человека). - Режим доступа: https://foxford.ru/wiki/biologiya/dyhatelnaya-sistema-cheloveka

 

Категория: 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 327 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика