Воскресенье, 19.05.2024, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

УДК 37.377.6

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Т. В. Симонова, преподаватель
ФСПО ПТИ им. Н. Н. Поликарпова,
ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел
email: ttiana1602@rambler.ru

Аннотация: в данной статье рассматривается значение внедрения интерактивных методов проведения учебных занятий в процессе преподавания экономических дисциплин, как одного из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов среднего профессионального образования.

Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности, но и  в процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентированный подход. Преподаватель должен лишь направлять действия студента, помогать ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания.

Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения. 

Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.

 Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко). 

В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.

Все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Преподаватель регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.

Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к условиям организации обучения, а также к работе преподавателя.

 Необходимыми условия организации интерактивного обучения являются:

  • высокий уровень квалификации преподавателя;
  • позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
  • демократический стиль;
  • сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
  • опора на личный ("педагогический") опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся;
  • применение мультимедийных технологий.

К основным видам интерактивных методов обучения относятся: обсуждение в группах, творческое задание, публичная презентация проекта, дискуссия, коллоквиум, обучающие игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), интерактивная лекция, интерактивная экскурсия, видеоконференция, разработка проекта, просмотр и обсуждение видеофильмов, тренинг, методика «Дерево решений», «мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи»), проблемное обучение, дистанционное обучение.

Наибольший эффект для обучаемых интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебного материала.

Например, практическая работа по теме: «Мотивация в деятельности организации» проводится в форме интерактивного урока, с использованием сразу нескольких методов:

-  студенты разделяются на группы 4-5 человек (1 метод – работа в малых группах);

- каждая группа получает для обсуждения ситуацию, имевшую место на конкретном  предприятии. К каждой ситуации заранее определенны вопросы (например,  как работала идея подразделения в плане мотивации? Какой вид вознаграждения был использован? Какая из теорий мотиваций лучше всего подходит для описания механизма действия подразделения?), на которые студенты в ходе обсуждения (30 мин) должны найти ответы (2 метод – анализ конкретных ситуаций);

- проводится дискуссия (3 метод) – коллективное обсуждение проанализированных в группах ситуаций, обмен идеями, суждениями и мнениями.

Обсуждая, убеждая друг друга, поправляя и исправляя друг друга, студенты приходят к более глубокому пониманию сути мотивационных процессов в управлении предприятием.

Еще один метод интерактивного обучения, который широко используется в практике преподавания экономических дисциплин – разработка проекта.

Например, студенты в качестве самостоятельной работы разрабатывают (небольшими группами 3-4 человека) бизнес-проекты создания малых предприятий на территории Орловской области. Затем представляют их в форме презентации. Далее обсуждается возможность практической реализации данного проекта уже с участием других лиц.

На базе нашего факультета проводился региональный отборочный тур всероссийского конкурса молодежных бизнес-проектов «Модернизация ЖКХ» в основе которого были положены интерактивные методы: разработка проекта, творческое задание, презентация, дискуссия, работа в группах, использование сетевых ресурсов.

По дисциплине «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» студентам предлагается в группах  (по 3-4 человека) разработать проект по теме «Эффективное поведение на рынке труда».

Цель такого проекта: формирование активной позиции студентов, ответственности за свое будущее.

Направления проекта:

1. формирование экономического мышления, запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития;

2. выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, практических навыков принятия ответственных решений, как в личной, так и в общественной жизни;

3. социально-личностное развитие студентов, формирование ценностных установок, нравственно-экономических качеств, мотивов, которые, так или иначе, определяют решения многих проблем при трудоустройстве, а также развитие потребности в самопознании, адекватной оценки своей готовности к различным видам социально-экономической деятельности;

4. воспитание субъекта хозяйственных отношений, потребителя, собственника, хозяина, ориентирующегося в сути происходящих макро-; микроэкономических событий, умеющего принимать грамотные и обоснованный решения;

5. гражданское становление студентов: как гражданин демократической страны человек должен видеть причинно-следственную зависимость экономических процессов, сознательно вырабатывать и отстаивать своё мнение, влиять на решение общественных вопросов.

По завершении работы студенты будут уметь:

1. Осуществлять поиск информации о вакансиях на рынке труда.

2. Составлять резюме.

3. Эффективно вести себя на собеседовании.

4. Использовать на практике правила оформления основных документов по трудовым правоотношениям.

Содержание обучения:

  • Методы поиска работы.
  • Методы анализа объявлений о вакансиях.
  • Роль вербальных и невербальных средств общения.
  • Правила подготовки е собеседованию с работодателем.
  • Порядок прохождения собеседования.
  • Состав и оформление документации в сфере трудовых правоотношений.

Проблемы, возникающие при работе с проектами: переоценка студентами своих возможностей, конфликты внутри группы, недостаток времени, неумение грамотно спланировать работу.

Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

Суть интерактивного обучения находит отражение в одной китайской поговорке: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения // Педагогическое образование в России. - 2012. - N 2. - с. 171-174.

2.  Малышева Т.В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - с. 14-16.

3.  Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение. // Образование и наука. - 2007. - № 6 (48). - с. 32-41.

 

Категория: 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 285 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика