УДК 37.377.6
РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Т. В. Симонова, преподаватель
ФСПО ПТИ им. Н. Н. Поликарпова,
ОГУ имени И.С. Тургенева, г. Орел
email: ttiana1602@rambler.ru
Аннотация: в данной статье рассматривается значение внедрения интерактивных методов проведения учебных занятий в процессе преподавания экономических дисциплин, как одного из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов среднего профессионального образования.
Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности, но и в процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенций, происходит переориентация обучения на личностно-ориентированный подход. Преподаватель должен лишь направлять действия студента, помогать ему не потеряться в безбрежном мире информации, предоставляя ему самому конструировать свои знания.
Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения.
Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.
Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко).
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия.
Все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.
Преподаватель регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к условиям организации обучения, а также к работе преподавателя.
Необходимыми условия организации интерактивного обучения являются:
- высокий уровень квалификации преподавателя;
- позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
- демократический стиль;
- сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
- опора на личный ("педагогический") опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
- включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся;
- применение мультимедийных технологий.
К основным видам интерактивных методов обучения относятся: обсуждение в группах, творческое задание, публичная презентация проекта, дискуссия, коллоквиум, обучающие игры, анализ конкретных ситуаций (кейс-метод), интерактивная лекция, интерактивная экскурсия, видеоконференция, разработка проекта, просмотр и обсуждение видеофильмов, тренинг, методика «Дерево решений», «мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи»), проблемное обучение, дистанционное обучение.
Наибольший эффект для обучаемых интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебного материала.
Например, практическая работа по теме: «Мотивация в деятельности организации» проводится в форме интерактивного урока, с использованием сразу нескольких методов:
- студенты разделяются на группы 4-5 человек (1 метод – работа в малых группах);
- каждая группа получает для обсуждения ситуацию, имевшую место на конкретном предприятии. К каждой ситуации заранее определенны вопросы (например, как работала идея подразделения в плане мотивации? Какой вид вознаграждения был использован? Какая из теорий мотиваций лучше всего подходит для описания механизма действия подразделения?), на которые студенты в ходе обсуждения (30 мин) должны найти ответы (2 метод – анализ конкретных ситуаций);
- проводится дискуссия (3 метод) – коллективное обсуждение проанализированных в группах ситуаций, обмен идеями, суждениями и мнениями.
Обсуждая, убеждая друг друга, поправляя и исправляя друг друга, студенты приходят к более глубокому пониманию сути мотивационных процессов в управлении предприятием.
Еще один метод интерактивного обучения, который широко используется в практике преподавания экономических дисциплин – разработка проекта.
Например, студенты в качестве самостоятельной работы разрабатывают (небольшими группами 3-4 человека) бизнес-проекты создания малых предприятий на территории Орловской области. Затем представляют их в форме презентации. Далее обсуждается возможность практической реализации данного проекта уже с участием других лиц.
На базе нашего факультета проводился региональный отборочный тур всероссийского конкурса молодежных бизнес-проектов «Модернизация ЖКХ» в основе которого были положены интерактивные методы: разработка проекта, творческое задание, презентация, дискуссия, работа в группах, использование сетевых ресурсов.
По дисциплине «Основы экономики организации и правового обеспечения профессиональной деятельности» студентам предлагается в группах (по 3-4 человека) разработать проект по теме «Эффективное поведение на рынке труда».
Цель такого проекта: формирование активной позиции студентов, ответственности за свое будущее.
Направления проекта:
1. формирование экономического мышления, запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития;
2. выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, практических навыков принятия ответственных решений, как в личной, так и в общественной жизни;
3. социально-личностное развитие студентов, формирование ценностных установок, нравственно-экономических качеств, мотивов, которые, так или иначе, определяют решения многих проблем при трудоустройстве, а также развитие потребности в самопознании, адекватной оценки своей готовности к различным видам социально-экономической деятельности;
4. воспитание субъекта хозяйственных отношений, потребителя, собственника, хозяина, ориентирующегося в сути происходящих макро-; микроэкономических событий, умеющего принимать грамотные и обоснованный решения;
5. гражданское становление студентов: как гражданин демократической страны человек должен видеть причинно-следственную зависимость экономических процессов, сознательно вырабатывать и отстаивать своё мнение, влиять на решение общественных вопросов.
По завершении работы студенты будут уметь:
1. Осуществлять поиск информации о вакансиях на рынке труда.
2. Составлять резюме.
3. Эффективно вести себя на собеседовании.
4. Использовать на практике правила оформления основных документов по трудовым правоотношениям.
Содержание обучения:
- Методы поиска работы.
- Методы анализа объявлений о вакансиях.
- Роль вербальных и невербальных средств общения.
- Правила подготовки е собеседованию с работодателем.
- Порядок прохождения собеседования.
- Состав и оформление документации в сфере трудовых правоотношений.
Проблемы, возникающие при работе с проектами: переоценка студентами своих возможностей, конфликты внутри группы, недостаток времени, неумение грамотно спланировать работу.
Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные занятия, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.
Суть интерактивного обучения находит отражение в одной китайской поговорке: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения // Педагогическое образование в России. - 2012. - N 2. - с. 171-174.
2. Малышева Т.В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - с. 14-16.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение. // Образование и наука. - 2007. - № 6 (48). - с. 32-41.
|