Суббота, 18.05.2024, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕКТИВНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК372.881.111.1

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КОЛЛЕКТИВНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Ковалева М.В., преподаватель иностранного языка, канд. ист. наук,
Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск
e-mail: marigurd@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена развитию грамматических навыков в процессе осознанного и интуитивного усвоения. Рассматриваются разные способы контроля грамматических навыков, а также применение на занятиях интерактивных технологий.

Грамматические навыки играют важную роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, поскольку отвечают за построение правильной структуры предложений в устной и письменной речи. Знание грамматических структур иностранного языка позволяет адекватно выразить свою мысль в различных коммуникативных ситуациях.

Грамматические навыки развиваются как в процессе осознанного обучения, так и в процессе интуитивного усвоения в условиях реального общения. Оба процесса являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга. При этом грамматические навыки, полученные в результате осознанного обучения, считаются более прочными и основательными. Не меньшее значение имеет и интуитивное усвоение, поскольку в процессе живого общения обучающиеся автоматически усваивают речевые стереотипы.[1, С.52]

Важным условием прочного формирования грамматического навыка является правильный подбор упражнений. При этом следует учитывать важные особенности психологического восприятия обучающимися нового материала:

1) легче усваивается то, что интересно для говорящего, связано с его повседневной деятельностью;

2) задания должны предусматривать разнообразный набор обстоятельств и решаемых задач, чтобы мотивировать обучающихся на гибкое использование полученных знаний на новом материале, в новых условиях;

3) в соответствии с преобладанием у разных людей разных способов восприятия, в упражнениях в идеале должны быть задействованы четыре анализатора: слуховой, зрительный, речевой и двигательный.

Для того, чтобы преподаватель мог контролировать уровень сформированности грамматического навыка, предлагаемые им упражнения  должны соответствовать этапам его формирования:

1) восприятие (запоминание грамматической формы)

2) имитация (воспроизведение образца)

3) подстановка

4) трансформация

5) репродукция. [3, С. 117]

 Контроль  грамматических навыков может быть организован с помощью традиционного (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а также  тестового способа. Часть видов упражнений будет одинаковой по сути, но различаться в уровне сложности и широте охвата материала. Если же необходимо выделить более характерные для каждого возраста способы контроля, то распределяться они могут следующим образом.

Начальная школа: тест, чтение текста, беседа с ответами на вопросы, работа с сигналами, карточками и картинками.

Средняя ступень: тест, заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужной, преобразование одной формы в другую, ролевые игры, беседа, рассказ, работа в парах, составление описаний, диалогов с заданной грамматической структурой и т.п.

Старшая школа: все виды упражнений средней ступени, сравнение грамматических форм родного языка и изучаемого, написание эссе, ситуативные игры и т.п.

Что касается студентов СПО, с которыми всю жизнь работаю я, то здесь нужно учитывать специальность и конкретный состав группы. В группах, связанных с программированием или обслуживанием компьютерной техники, будет больше обучающихся, способных выполнять задания среднего уровня. В группах обучающихся рабочих специальностей  будет мало людей, способных выполнять задания среднего уровня и много людей с несформированными навыками учебных действий. По любому общеобразовательному  предмету студентам 1 курса дают сначала очень простые задания, соответствующие более низкому классу, чем тот, который они окончили (не за 9 кл., а ниже), а затем к концу первого полугодия постепенно доводят вид заданий до среднего уровня, которому они должны соответствовать. Если очевидно, что сформировать умения уже не удастся, или они формируются плохо, любая проверочная работа должна содержать часть простых заданий, которые дадут слабым обучающимся уверенность, что они что-то знают и могут выполнить по общеобразовательным предметам. Им больше подходит работа в группах и задания, соответствующие средней школе с действиями по образцу.

Для организации коллективной работы или работы в группах идеально подходят интерактивные технологии.

Термин «интерактивный» происходит от основ «inter» - «между-», «взаимо-» и «act»  - «действие».

 Интерактивные технологии – это технологии, направленные на организацию диалогового общения, коллективного сотрудничества, кооперации участников образовательного процесса. Интерактивные технологии предполагают вовлечение каждого из обучающихся в познавательную деятельность, исключая доминирование кого-либо из них. [2, С.1]

Использование интерактивных технологий на уроках иностранного языка может способствовать развитию коммуникативных, а также  общеучебных умений и навыков у обучающихся.  Они могут также научить обучающихся взаимодействию в рамках решения конкретной учебной задачи, взаимопомощи, позитивной взаимозависимости участников друг от друга, уважению чужой точки зрения, умению понимать другого человека и согласовывать свою позицию с чужой. Знания обучающиеся получают не в готовом виде, а в результате собственных активных действий. При этом преподаватель выступает как организатор и координатор учебной деятельности. Как правило, он знакомит обучающихся с условиями работы, даёт инструкции, предоставляет материалы, от которых они должны отталкиваться, знакомит их с сценарием предполагаемой деятельности. В процессе занятия преподаватель считает очки, баллы, руководит обсуждением и анализом результатов работы.

Интерактивные технологии часто связывают с разными видами учебных игр или соревнований. При этом они не исключают индивидуальной работы, так как обучающийся может взаимодействовать с учебно-игровыми компьютерными программами. Между людьми, как правило, организуется парная или групповая работа.

В литературе выделяются следующие виды организации парной или групповой работы:

1) группы получают задания, выполняют их, после чего происходит представление результата и оценка работы группы;

2) группы получают разные, но сводящиеся к достижению единой цели задания; результаты соединяются, после чего коллективно оценивается результат;

3) группы имеют сменный состав; задания разделяются не только между группами, но и между участниками;

4) группы движутся по кругу, от стола к столу, выполняя разного рода задания (кто скорее и правильнее получит результат);

5)групповые дискуссии, дебаты (представитель от каждой группы по очереди произносит речь, а оппоненты задают ему вопросы);

6) интервью (один человек разыгрывает роль, а остальные задают ему вопросы);

7) опрос (в соответствии с полученным заданием обучающийся опрашивает членов группы и собирает полученные ответы);

ролевые игры по воссозданию диалоговых жизненных ситуаций;

8) работа по цепи (дополнение по очереди предложений; продолжение рассказа; один пишет слово, другой – что оно обозначает, третий вставляет его в предложение);

9) мозговой штурм (обучающиеся должны высказать как можно больше версий по решению какой-либо проблемы);

10) заочные путешествия, репортажи с привлечением презентаций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецова Е.П. Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. //Современная филология. V международная научная конференция.  – Самара: Асгард, 2017. - С. 53-54

2. Муравьева Л.М. Использование технологий интерактивного обучения на уроках английского языка в 9-10 классах. //Концепт. – 2016. - №513. – С.1-6.

3. Рябцева О.М. Формирование грамматической составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. / /Известия ЮФУ. Технические науки.  – 2010–№10. – С. 115-118.

 

 

 

Категория: 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 483 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика