Воскресенье, 19.05.2024, 09:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТАТИСТИКИ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

УДК 311

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТАТИСТИКИ ПРИ ОСВОЕНИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

О.В. Псарева, преподаватель, канд. экон. наук,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail:Olga.psareva@bk.ru

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы практического применения статистических методов при изучении дисциплин профессионального учебного цикла по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

В современных условиях экономики все большее значение имеет статистика и ее соответствующие методы.

Статистика - это наука, которая изучает массовые общественные явления и процессы, их качественную и количественную стороны, в определенных условиях места и времени.

С одной стороны статистика - сложная и трудоемкая наука.

С другой - интересная, дающая возможность провести многогранный и всесторонний анализ любого экономического, социального и политического процесса, выявить тенденции и закономерности развития с учетом и под влиянием различных факторов.

Необходимость применения статистических методов возникает во всех сферах жизни, как отдельного лица, предприятия, так и общества в целом.

Не зря выделяют в статистике финансовую, правовую, социально-экономическую, транспортную и другие отрасли.

Основами статистики необходимо владеть специалистам в разных отраслях экономики, так как это дает возможность грамотно собирать, обрабатывать, группировать, обобщать  и систематизировать полученные в ходе исследования и анализа данные. В жизни подобные знания и навыки могут пригодиться в любой профессиональной деятельности.

Это дает возможность собрать всю необходимую информацию для принятия решений, в том числе и управленческих.

Каждый человек по - своему воспринимает окружающий мир, используя при этом свои методы анализа и взгляда на сложившуюся ситуацию. Поэтому, изучая статистику, обучающиеся имеют возможность не только ознакомиться, получить навыки и уметь в дальнейшем применять различные методы и способы статистического анализа.

Ученые и специалисты статистики разработали целый комплекс простых методов, которые совершенно доступны любому человеку, не забывшему то, что он выучил еще в средней школе. Уместное и правильное их применение позволит любому практику и исследователю, проведя начальную обработку, получить общую картину того, что дают количественные результаты его исследований, оперативно проконтролировать ход исследований.

Статистические методы - это совокупность различных приемов и способов, с помощью которых можно провести содержательный и всеохватывающий анализ явления или  конкретного процесса. Методы и методология статистики используются комплексно, системно.

 Это объясняется тем, что весь механизм статистического исследования состоит из трех основных стадий, обойти, одну из которых не возможно.

Такие стадии представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Стадии статистического исследования

 

Огромное количество статистических методов и их комбинаций дает возможность собрать, обработать, обобщить, проанализировать и разработать стратегию дальнейших действий при принятии управленческих решений.

Так, при изучении общепрофессиональных дисциплин профессионального учебного цикла обучающиеся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) имеют возможность получить знания по дисциплине «Статистика» и использовать их в дальнейшем при изучении других дисциплин.

Программа подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление и учебный план по программе среднего профессионального обучения предполагают изучение следующих экономических дисциплин:

-Экономика организации;

-Менеджмент;

-Документационное обеспечение управления;

-Правовое обеспечение профессиональной деятельности;

-Финансы, денежное обращение и кредит;

-Налоги и налогообложение;

-Основы бухгалтерского учета;

-Аудит;

-Основы предпринимательской деятельности и маркетинга;

-Социально-экономическая статистика и анализ и других.

В результате освоения этих дисциплин обучающиеся должны уметь:

- собирать и регистрировать статистическую информацию;

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

-выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

-осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов.

В результате освоения дисциплины «Социально – экономическая статистика и анализ» обучающиеся должны уметь:

- составлять план статистического исследования исходных показателей;

- проводить целенаправленный статистический анализ с применением изученных в курсе методов;

- интерпретировать полученные производные статистические показатели на базе своих профессиональных представлений и навыков.

Следовательно, можно отметить, что при освоении экономических дисциплин обучающиеся овладевают навыками статистических исследований и анализа. Подтверждением этого является, например изучение дисциплин Экономика организации, Налоги и налогообложение, Финансы, денежное обращение и кредит, при освоении тем, которых используются различные методы статистики.

Так при изучении тем раздела « Налоговая система и налоговая политика государства» используется метод статистического наблюдения, метод абсолютных и относительных величин.

Они открывают возможность сформировать реальную картину действующей налоговой системы, проследить за динамикой изменений в сфере налогообложения, проанализировать и сравнить состояние налоговой политики России и других стран. А также исследовать состав и структуру основных источников формирования доходной части бюджетов, соответствующих уровней и направлений расходования бюджетных средств.

Без применения методов статистики не обходится и изучение « Экономики организации».

 При выполнении практических работ и курсовой работы по дисциплине обучающиеся применяют различные методы, что дает возможность собрать, обработать, обобщить и проанализировать полученные результаты проведенных исследований.

Дисциплина « Социально-экономическая статистика и анализ» относится к дисциплинам общепрофессионального цикла.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- составлять план статистического исследования исходных показателей,

- проводить целенаправленный статистический анализ с применением изученных в курсе методов;

- интерпретировать полученные производные статистические показатели на базе своих профессиональных представлений и навыков.

При освоении материала учебной дисциплины обучающиеся изучают различные темы, в том числе и статистику населения, статистику трудовых ресурсов и занятости населения, отраслевые особенности статистики производства товаров и услуг. При этом используются такие методы, как индексный анализ, факторный анализ, метод средних величин и другие.

Полный и объективный анализ, проведенный обучающимися, свидетельствует об освоении ими профессиональных компетенций и получения соответствующих навыков.

Таким образом, статистическая методология и конкретные методы применяемая при изучении дисциплин профессионального учебного цикла раскрывают возможности для единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного анализа массовых общественных явлений и процессов.

Многообразие и возможность применения различных методов статистики позволяют собрать необходимый объем данных, овладеть навыками статистического анализа, разработки тактических и стратегических действий для принятия управленческих решений.

 

 

 

 

Категория: 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика