Воскресенье, 19.05.2024, 00:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ  «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

УДК 621.01

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ  «ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

В.Г. Ветров, преподаватель,
ФСПО ПТИ им. Н. Н. Поликарпова,
ГУ имени И.С. Тургенева, г.Орёл

Аннотация . В данной статье рассмотрены примеры позитивного применения практико-ориентированных  моделей обучения в образовательном процессе факультета среднего профессионального образования Орловского Государственного Университета при подготовке специалистов среднего звена по специальности «Технология машиностроения». Приведены примеры положительных результатов ,достигнутых при изучении профилирующих дисциплин. Показано, что использование практико-ориентированных  моделей обучения в образовательном процессе факультета способствует качественной подготовке компетентного специалиста в отрасли машиностроения.

В применении практико-ориентированного обучения важную роль  играет содержание образования. Правильно  ориентированный учебный процесс, как и любой другой, опирается на формы, методы и  технологии обучения исходя из того, что над технологией понимается совокупность средств и методов воспроизведения, теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Можно сделать вывод, что практико-ориентированные технологии – это специальный набор форм, способов и приемов обучения, представляющих собой целенаправленные педагогические процедуры, реализацией которых в процессе обучения достигается формирование профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста, обеспечивающие высокий уровень его готовности к осуществлению практической деятельности. Практико-ориентированные образовательные технологии позволяют формировать системное мышление, вырабатывать навыки работы в команде в режиме дискуссий, способствуют развитию способностей мыслить самостоятельно, выделять и анализировать проблемы, использовать системный подход при решении проблем, пробудить интерес к специальности, развивать творческие способности, генерировать идеи, совмещать изучение фундаментальных дисциплин с изучением профессиональных, выявлять лидеров и специалистов, обладающих неординарными способностями в профессиональной деятельности.

Одним из условий качественной работы производственной единицы (завод, фирма, фабрика и т.д.) является наличие образованного компетентного производственного контингента работающих специалистов на предприятии. Только при обеспеченности предприятия  грамотными  научно- производственными кадрами возможно достижение высоких финансово- хозяйственных показателей работы  производственного предприятия.

Поэтому обеспеченность предприятий  таким производственным потенциалом является одной из важнейших задач профессиональной образовательной организации. Получить по окончании учебного заведения конкурентоспособного специалиста, владеющего всеми компетенциями предусмотренными ФГОС, невозможно без обеспечения данного специалиста не только теоретическими знаниями, но и практическим применением полученных  знаний и умений .Теория без практики мертва- это утверждение, безусловно, имеет право на существование.        

Специалист не владеющий опытом применения теоретических разработок в практической  деятельности беспомощно выглядит в производственном процессе работы предприятия.

Практико ориентированные  модели обучения, реализуемые в образовательном процессе в профессиональном образовательном учреждении – факультет среднего профессионального образования(ФСПО) Политехнического института  ОГУ им. И. С. Тургенева- позволяют получать конкурентно способных специалистов для различных отраслей машиностроения. Этому способствует то, что все теоретические выкладки имеют практическое подтверждение и применение.

При изучении дисциплины «Технология машиностроения» все теоретические выкладки можно наглядно применить при прохождении практических работ на технологическом оборудовании и работе во время учебной и производственной  практик. Изучение методов  и способов получения заготовок деталей машин  производится по рабочим чертежам деталей, используемых на реально действующих предприятиях  г. Орла. В условиях учебно-производственных мастерских обучаемые способны отличать заготовки получаемые литьём от заготовок получаемых ковкой или  прокатом.

Наглядность является одним из приоритетов,  практического изучения способов получения заготовок деталей машин.  Выполняя механическую обработку заготовок деталей машин на токарных, сверлильных, фрезерных, шлифовальных станках обучаемые  наиболее полно понимают  определение технологической операции как законченной части технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте непрерывно. Здесь, в реальных производственных условиях, обучаемые применяют знания об установе как части технологической операции выполняемой при неизменном закреплении заготовки.  Аналогично они знакомятся с практическим применением изученных ранее терминов и определений. Переходы технологических операций, выполняемые с использованием  различного режущего инструмента, позволяют определять назначение инструмента, его технологические возможности и его  способность обеспечивать точностные  и качественные параметры обработки.

 Практическая работа по изготовлению реальных деталей машин позволяет изучить правила назначения и влияния режимов обработки на точность  и качество обработанных поверхностей деталей машин. Использование контрольно-измерительных средств в процессе  практической деятельности позволяет обучаемым наиболее полно использовать знания по метрологии. Практико  ориентированный подход к изучению дисциплины «Технология машиностроения» позволяет обучаемым: реально определиться с типом производства деталей машин, в зависимости от широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объёма выпуска изделий.

Закреплению знаний о точности деталей машин способствует обработка обучаемыми реальных деталей машин в условиях учебно-производственных мастерских. Здесь они осознают ,что под точностью детали  понимается её соответствие требованиям рабочего чертежа: по точности размеров, правильности геометрической формы, правильности взаимного расположения обработанных поверхностей и по степени их шероховатости.

Практико-ориентированные технологии наглядно показывают, что заданную точность обработки заготовки можно достигнуть одним из двух принципиально отличных методов: пробных ходов и промеров, а также методом автоматического получения размеров на настроенных станках.

Важной характеристикой практико-ориентированного обучения является мотивированность  учебно-познавательной деятельности, целью которого является формирование у будущих специалистов готовности к профессиональной деятельности на

компетентностном  уровне. Кроме того, как система, практико-ориентированное образование состоит из множества подсистем, включает действия и операции, способствует максимальному        сближению учебной и профессиональной  деятельности. Приобретение профессиональных навыков начинается при выполнении лабораторно-практических работ общетехнологических дисциплин нацеленных на индивидуальную поисковую деятельность, дающую обучаемым возможность для закрепления теоретических знаний и получения практических навыков по анализу различных ситуаций и положений, для обоснования и выбора метода и способов их решения, самостоятельной организации своих действий. Учебная практика на приобретение рабочей профессии в нашем учебном заведении, позволяет приобрести профессиональные компетенции по механической обработке заготовок, деталей машин в качестве станочника (токаря, фрезеровщика, сверловщика и т.д.). Получение начальных профессиональных навыков позволяет облегчить получение основных профессиональных компетенций в период производственной практики.Важным  аргументом в пользу практико-ориентированной модели обучения является то,  что  приобретая практические знания и опыт обучаемые лучше ориентируются в изучаемом материале по смежным техническим дисциплинам. Например, после прохождения практической работы в условиях учебно-производственных мастерских обучаемые, при изучении дисциплины «Технологическая оснастка»,способны самостоятельно определять какие установочные элементы необходимо использовать в станочных приспособлениях при базировании заготовок плоскими поверхностями, отверстием, наружной цилиндрической поверхностью и т.д.Они знают,  что в зависимости от выбранной схемы базирования заготовки станочном приспособлении возникает или не возникает погрешность  базирования. Во время практической работы на металлорежущем оборудовании, при обработке реальных деталей, обучаемые понимают,  что сила зажима заготовки должна быть больше силы резания и противостоять моментам резания. Изучив  устройство силовых приводов станочных приспособлений, обучаемые в ходе практической работы легко осваивают принципы пользования ими. После теоретической подготовки на практике  обучаемые умело пользуются делительными и поворотными устройствами станочных приспособлений. Аналогично теоретическая подготовка по дисциплине «Технологическое оборудование» позволяет во время практической работы легко определять назначение узлов движения, уметь управлять ими и регулировать  их.

Опыт использования  модели обучения в профессиональных образовательных организациях профиля показал следующие преимущества этой системы:

Ø устраняется основной недостаток традиционных форм и методов обучения: разрыв между теорией и практикой; технологического оборудования, определять главные движения в станках и вспомогательные

Ø в механизм  подготовки заложено воздействие на личность специалиста создание новой психологии будущего работника;

 Ø  модель подготовки работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

Ø профессиональная образовательная организация, работающая в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам ;ориентированная ( модель подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена 10 Ø повышается профессиональная мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

 Таким образом, реализация образовательных программ на основе практико-ориентированной  модели подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена совместно с реальным практическим обучением на производственной основе способствует развитию непрерывного  профессионального образования  и подготовке кадров, адаптированных к производству.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Скамницкий А.А., Модульно-компетентостный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании / Под общ. ред. докт. педагогич. наук профессора А.А.Скамницкого. М., 2006–247 с.

2.Пономарева Л. Н. Обзорный анализ применения модульного обучения в процессе профессиональной подготовки специалистов в вузе. Образовательный портал «Учебные материалы онлайн (info{aт}studwood.ru)» - Режим доступа:http//science.nstu.ru/hs/09

Категория: 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика