Суббота, 18.05.2024, 23:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 377:002

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

И.М. Бобровникова, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,
email: irinaangel555@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматриваются инновационные технологии обучения как способ формирования компетенций в СПО, пришедшие на смену традиционным методам обучения. Выделены и охарактеризованы следующие интерактивные технологии обучения: технология проектного обучения, компьютерные технологии. Рассматриваются формы и методы технологий интерактивного обучения, в частности: проблемная лекция, семинар-диспут, учебная дискуссия.

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность        применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным - не означает быть ученым или образованным».

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Общие компетенции означают совокупность социально - личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

Основное назначение ОК - обеспечить успешную социализацию выпускника.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, постоянно меняется, совершенствуется, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.

Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется возможность. Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию.

Требования к выпускникам учебных учреждений на рынке труда меняются: необходим переход от хорошего специалиста - к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник - это не только хороший специалист, но и человек, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляя инициативу.

В современном образовательном процессе в рамках ФГОС СПО формирование общих компетенций имеет не меньшее значение, чем компетентностный подход к изучению профессиональных дисциплин.

Формирование общих компетенций - сложный комплексный процесс, требующий интеграционного подхода всего педагогического коллектива. Каждому преподавателю следует помнить, что общие компетенции не могут формироваться только в рамках какой-то одной преподаваемой дисциплины и не существует общих компетенций отдельно для «Истории», «Физической культуры» или «Иностранного языка».

Лекции и практические занятия должны быть направлены на формирование профессиональной компетентности в работе и дать студентам знания о профессиональной деятельности, базируясь на полученных психологических знаниях.

Использование на занятиях мультимедийного проектора при изучении теоретического материала, дает мне возможность создать качественно новую информационно-образовательную основу для развития и совершенствования системы усвоения учебного материала студентами, а также при выполнении практических занятий использовать наиболее эффективные, последовательные действия, требующие меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения поставленных перед студентами целей.

Для реализации программы ФГОС III поколения и подготовки конкурентоспособных выпускников системы среднего профессионального образования необходимо внедрение инновационных образовательных технологий.

Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка специалистов к производственной деятельности.

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей. Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

К инновационным технологиям в образовании можно отнести: модульно-компетентностное обучение; личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; метод проектов; интерактивные технологии; дифференцированного обучения.

Рассмотрим каждую предложенную технологию и проанализируем возможность ее использования в образовательном процессе.

Ярким примером профессионально-образовательной технологии может являться модульно-компетентностная технология, лежащая в основе разработки основных профессиональных образовательных программ новых ФГОС. Форма представления профессиональных модулей, междисциплинарных курсов учебных дисциплин адаптивна к любой профессиональной подготовке будущих рабочих и специалистов. В то же время благодаря модульному построению основных профессиональных образовательных программ обучающийся имеет возможность выстроить дальнейшую деятельность в зависимости от своих профессиональных планов, познавательных возможностей и потребностей работодателей.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность обучающегося в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. Использование данной инновационной образовательной технологии повысит мотивацию студентов к обучению и приведет к большей положительной результативности

Для успешного применения проблемного обучения является одним из важных условий является владение обучающимися главными эвристическими методами науки: обобщением, анализом и синтезом, аналогии и т.д. Обобщение является результатом анализа, который выделяет суть, и синтеза. Решение всякой задачи делается с помощью анализа ее условий через соотношение с ее требованиями, поэтому нуждается в какой-то степени обобщения объектов, входящих в условие задачи с существенными признаками. Перенос решения в новых условиях является показателем обобщения решения большей проблемы. Умение использовать обобщения в процессе решения задач усиливает эффективность занятия. Задача, которая получила обобщенное решение высокого порядка, решена не только для частного случая, а практически для всех принципиально однородных случаев. А также обобщение решения проблемной темы помогает в освоении профессии [4].

Активное применение в учебном процессе СПО технологий проектной деятельности способствует формированию и повышению профессиональных компетенций обучающихся. К таким компетенциям следует отнести проблематизацию, целеполагание, планирование деятельности, рефлексию и самоанализ, презентацию и самопрезентацию, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, исследовательскую и творческую деятельность. Данный подход делает упор на результат образования, где результат не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях, а так же способность решать разноуровневые профессиональные задачи [5]. В зависимости от уровня подготовки аудитории, организация проектной деятельности может быть различна. Например, педагог дает уже готовую формулировку задачи, а студенты работаю над идеями (выдвигают, исследуют на актуальность и разрабатывают). Затем студенты планируют изготовление продукта в соответствии с выбранной идеей и изготавливают конечный продукт. На заключительном этапе оценивают его. Преподавателю необходимо определить, как будет организована работа над проектом – индивидуально или же по группам. Как в первом, там и во втором варианте есть свои особенности. Главными особенностями индивидуального проекта является то, что тема проекта подобрана таким образом, что она соответствует особенностям и интересам личности студента. Также следует отметить то, что в результате реализации проекта формируются чувства ответственности, дисциплинированности и инициативности. Такой проект чаще всего может быть выполнен односторонне. В свою очередь, групповой проект направлен на формирование чувства коллективной ответственности и навыков сотрудничества. Тема данного проекта выбрано в соответствии с интересами коллектива студентов. Такие проекты выполнены разносторонне. Основная сложность в использовании данного метода состоит в низкой мотивации студентов к участию в проекте, отсутствия навыков исследовательской деятельности

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения. Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

Учебная дискуссия - один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.

Технология дифференцированного обучения — это форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает с группой обучающихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Одним из основных видов дифференциация является индивидуальное обучение, поэтому все авторы понятие «дифференциация обучения» связывают с понятием «индивидуализации» (учет каких-либо качеств учащихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство и т. д.). Дифференцированное обучение позволяет достичь следующих целей:

1. создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого обучающегося;

2. удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов обучающихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств

Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Зверева Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 161-164.

2 Иванова Е.В. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / под ред. Е.В. Иванова, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой. - СПб.: Изд-во ООО Полиграф-С, 2014. - 160 с.

3 Питюков, В.Ю. Современные педагогические технологии / В.Ю. Питюков. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Гном и Д, 2011.

4 Лесков, С.Л. Живая инновация. Мышление ХХI века / С.Л. Лесков. - М.: «Просвещение», 2010.

5 Мулина, О. Н. Проектная деятельность студентов – будущих педагогов в формировании инновационных компетенций / О. Н. Мулина // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2013. - № 85. - С. 614–623.

 

Категория: 3. Инновационные педагогические технологии в профессиональном образовании | Добавил: Zurbiz (16.12.2019)
Просмотров: 1254 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика