Суббота, 18.05.2024, 23:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 2. Роль педагога в современном обществе

СТАТУС И ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 377.1

СТАТУС И ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Л.В.Мурских, преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин,

Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: super.murskix@yandex.ru

Аннотация. В статье поднимаются проблемы статуса и роли педагога в современном обществе, выявляются причины снижения статуса преподавателя, предлагаются возможные пути его повышения, приводятся результаты социологического опроса преподавателей и студентов.

 

Профессия педагога – одна из самых распространённых в мире, ведь нет на земном шаре страны, которая бы не заботилась об образовании своих граждан.

Профессия педагога зародилась в древности. Уже в Древней Греции появились многие педагогические термины, которыми мы пользуемся до сих пор: «педагогика», «педагог», «дидактика», «риторика» т.п.

Истоки русской педагогики связывают с принятием христианства, которое дало толчок развитию грамотности и стимулировало потребность в педагогах.

Рассвет педагогической мысли в России приходится на XIX в. Значительный вклад в ее развитие внесли Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. Профессия педагога становится уважаемой и получает признание в обществе.

В начале XX в. педагогическую традицию продолжили А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. В это время в стране насчитывалось 280 тыс. педагогов.

Был высок престиж педагога и в СССР. Но где-то в 90-е годы XX в. престиж профессии педагога резко падает. В большинстве своем это было связано с понижением ценности образования в глазах большинства членов общества.

Как же оценивается престиж профессии преподавателя сегодня? Результаты опроса россиян, проводимого Общественной палатой РФ с 14 по 25 января 2019г. методом онлайн-анкетирования (приняли участие 1667 человек), показали, что 71 % опрошенных оценивают статус профессии учителя как низкий [2].

Проведенный опрос среди преподавателей Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева не дал однозначного ответа на этот вопрос. 45% преподавателей отметили, что статус преподавателя является низким, столько же (45%) преподавателей высказались за средний статус, 10% считают статус преподавателя высоким.

По мнению большинства опрошенных преподавателей (75%) престиж профессии преподавателя в последнее время снижается, для 15% он остается прежним, 10% отметили, что престиж профессии растет.

Многие педагоги разочаровались в профессии. Так, 55% преподавателей затруднились при ответе на вопрос «Выбрали Вы бы снова профессию преподавателя?», 10% – ответили «нет, не выбрали бы» и только 35% преподавателей повторили бы свой профессиональный путь.

Большинство молодежи не хотят заниматься педагогическим трудом. Закончив педагогический ВУЗ, молодые люди выбирают иную сферу деятельности. По мнению действующих педагогов, основными причинами являются: низкая оплата труда (33%), сложность работы с детьми (23%), непрестижность профессии (21%), психоэмоциональные перегрузки («нервная профессия») - 13%.

75% опрошенных педагогов не пожелали бы профессию преподавателя для своих детей и внуков.

Таким образом, данные анкетирования подтверждают падение статуса преподавателя в современном российском обществе. Однако, эта проблема не только самого преподавателя, но и общества в целом. Ведь преподаватель является важным субъектом социальных отношений - связующим звеном между поколениями, носителем общественно-исторического опыта. Падение его статуса напрямую отражается на культурном развитии общества [3].

В этой связи важно понимать причины сложившегося положения преподавателя. Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова, считает, что изменения в восприятии фигуры учителя в нашем социокультурном пространстве связаны с вполне объективными причинами. Так, «если до эпохи активного внедрения интернета, учителя оставались единственными носителями всего — и системы ценностей, и знаний, то сегодня учителя находятся в ситуации острой конкуренции с другими носителями информации и с другими технологиями, которые сегодня обеспечивают доставку информации, доставку знаний и в известной степени участвуют в конкуренции за формирование нашей нации и нашего молодого поколения», - сказала Дудова [2].

Есть и другие весомые причины столь непрестижного статуса преподавателя. Это низкая заработная плата (особенно у молодых педагогов), большая нагрузка (по полторы, две ставки), загруженность бумажной работой и другие. Современный учитель видится человеком без прав, а только с одними обязанностями.

Что же необходимо предпринять государству и обществу, чтобы профессия педагога вернулась в разряд престижных? По мнению большинства россиян, для того чтобы преподаватель отлично выполнял свои профессиональные функции, государство должно повысить заработную плату (75%), уменьшить количество бумажной отчетности (68%), повысить престиж профессии учителя (63%) [2]. Похожие результаты получены и по итогам опроса преподавателей Ливенского филиала.

Значительную помощь в поднятии статуса преподавателя могут оказать и средства массовой информации, предлагая обществу больше материала о работе педагогов, их достижениях, опыте, проявлениях высокого гуманизма и самопожертвования. Полезно было бы убрать с телеэкранов показы и публикации материалов, которые вызывают негативные отношения к педагогической профессии, так как даже единичные из них формируют мнение «все учителя такие».

Немаловажное влияние на статус преподавателя оказывают и его взаимоотношения со студентами. Они являются показателем качества социально-педагогической деятельности, определяют интенсивность и эффективность учебного процесса.

Исследования В.С. Собкина и А.С. Фомиченко выявили тот факт, что содержание и характер общения учителя с учениками оказывают значительное влияние на включенность учащихся в учебную и внеучебную деятельность. Так, студенты, которые оценивают свои отношения с учителем как положительные, принимают активное участие в жизни учебного заведения и имеют высокий уровень успеваемости. Учащиеся, воспринимающие отношения с педагогами как конфликтные и напряженные, проявляют меньшую активность как в учебной, так во внеучебной деятельности. [1]

Опрос студентов Ливенского филиала показал, что подавляющее большинство студентов (94%) оценивают свои отношения с преподавателями как положительные. 98% студентов уважительно относятся к мнению педагога. 52% обучающихся встретили в жизни педагога, который изменил их к лучшему. Престиж профессии преподавателя студенты определили как высокий (72%). В топ самых значимых качеств педагога студенты включили: профессионализм (26%), доброту и отзывчивость (21%), справедливость (16%), юмор (14%), способность понять и поддержать в нужный момент (12%).

Таким образом, несмотря на снижение статуса педагога в современном обществе, студенты поддерживают положительные отношения с педагогом, уважительно относятся к его мнению, ценят в педагоге профессионализм. И этот вселяет надежду на восстановление былого высокого статуса педагога.

Пока еще не поздно, государство должны поддерживать преподавателей, потому что они производят тот продукт, от которого зависит в стране все: и экономика, и социальная сфера, и политика, и культура, и в целом развитие общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Собкин, В. С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся / В.С. Собкин, А.С. Фомиченко.- Текст: электронный // Управление образованием: теория и практика.- 2015. - № 3 (19). - С. 34-54. – Режим доступа: https://www.kursobr.ru/ (дата обращения: 11.12.2019)

2. Результаты опроса россиян на тему «Статус учителя в современном обществе». – Текст: электронный. – Режим доступа: https://www.eseur.ru/Files/file9720.pdf (дата обращения: 10.12.2019)

3. Шумская, О. А. Каким должен быть современный учитель? / О. А. Шумская, И. Г.  Придворева. - Текст: электронный // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - С. 43-45.- Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14619/ (дата обращения: 12.12.2019)

Категория: 2. Роль педагога в современном обществе | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 1475 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика