Суббота, 18.05.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 2. Роль педагога в современном обществе

РОЛЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

УДК 378.12

РОЛЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

А.В.Дорофеева, преподаватель кафедры ИТ и экономики,
Ливенскй филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль педагога в условиях применения новых требований к учебному процессу и приведены основные принципы методов активного обучения с использованием инновационных образовательных систем.

Все мы согласны с тем, что нет «царского» пути в современном образовании. Во все времена было особое отношение к педагогу. Не секрет, что педагог является носителем, распространителем знаний и воспитателем в жизни человека. Поэтому профессия педагога востребована в любом обществе, так как педагог формирует социальную среду, готовит кадры, адаптирует к жизни будущее поколение.

Мы знаем, что российское образование имеет свои особенности. Так в современный период статус педагога в обществе был высоким, но педагог придерживался определенных правил – «воспитание» в рамках социалистической идеологии.

После распада Советского Союза позиции педагога в обществе сильно изменились. Педагог потерял свой авторитет. Наша профессия стала одной из самых низкооплачиваемых и мы, оказались за чертой бедности. Мы стали людьми «второго сорта», и наш авторитет упал. Также большое влияние на падение нашего авторитета оказал переход на систему платного образования. Поэтому платные образовательные услуги стали восприниматься по принципу «кто платит – тот и прав». И лишь в начале XXI века социальный статус педагога начал повышаться, и на каком уровне он будет в современном обществе, какими мы будем как профессионалы, какими профессиональными и личностными качествами будем обладать, как будем выстраивать отношения со студентами, зависит и от политики российского государства.

В советской образовательной системе педагог был самым важным источником информации, и образовательный процесс строился на получении студентами знаний от педагога. В современном обществе основным акцентом является самостоятельное получение студентом большого количества профессиональных знаний. Но это не снижает роль педагога в образовательном процессе, а лишь его трансформирует. То есть важнейшим элементом современного образования является развитие личностных способностей и подготовка к условиям жизни в высоко конкурентной среде.

В современном обществе меняются роли педагога. Наряду с традиционной появляются следующие:

- педагог-консультант, предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо владеет способами деятельности, которые укажут путь решения проблемы;

- педагог-модератор, направляет свою деятельность на раскрытие потенциальных возможностей учащегося и его способностей;

- педагог-тьютор, осуществляет педагогическое сопровождение учащегося.

Чтобы реализовать эти функции в современном обществе, мы, педагоги должны использовать открытые образовательные технологии, основные отличия которых состоят в отношении к студенту как к субъекту собственного развития и ориентации на развитие и саморазвитие его личности. Характеризуя новый тип образовательных технологий можно отметить, что занятия по открытым образовательным технологиям нельзя точно расписать, их называют занятия с непрописанными сценариями. На занятиях с открытыми образовательными технологиями на первое место ставится самостоятельная деятельность студентов, которые в ходе дискуссий, с учетом собственного опыта принимают решения. Наиболее сильной стороной такого обучения является «присвоение знаний». Использование даже отдельных элементов открытых образовательных технологий в учебном процессе постепенно приводит к изменению роли педагога. Мы, педагоги, уже не являемся единственным источником правильных знаний, и наше мнение существует наряду с мнениями студентов.

Цель инновационных образовательных систем дать студенту способы определения в некоторой сфере, научить видеть возможности, соотносить их со своими потребностями, ставить цели и самостоятельно достигать их. Образовательное пространство открыто для студента, ему видны возможные траектории собственного становления и потому становится возможным обсуждение средств и методов достижения результата. Студент, который сам учился в инновационной среде, гораздо эффективнее будет создавать ее в школе. Одним из способов формирования инновационного образовательного пространства являются активные методы обучения. Активные методы обучения – это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их запоминание учениками, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Они основываются на создании условий для реализации возможностей каждого студента, для его творческой работы, для усиленной мотивации к обучению.

Активные методы обучения исходят из того, что научить всему, что понадобится студенту в дальнейшей жизни невозможно. Поэтому нужно учить нахождению путей к новому знанию, поддерживать свой творческий потенциал, нести ответственность за те знания, которые ты получаешь.

Наша задача, как педагогов должна заключаться в том, чтобы помочь студентам взглянуть на факты с разных точек зрения, сформировать и выработать у них собственное представление и мнение, которое он мог бы аргументированно отстаивать. Кроме того, при таком подходе к образовательному процессу важны не только наши профессиональные качества как педагога, но и личностные. В первую очередь мы должны обладать определенными человеческими качествами.

Так, в ходе анкетирования студентов первое место занимает вежливость, второе – смелость, третье – культура поведения, четвёртое – честность; далее – опрятность, умение найти общий язык, искренность, ум. Надо помнить, что отношения между педагогом и студентом будут позитивными лишь тогда, когда педагог будет тактичным настолько, чтобы не унижать студентов, не терять контроля над собой.

Много труда, терпения, настойчивости и внимания требуется от педагога, чтобы студент смог освоить необходимый минимум знаний, но одно должно быть неизменным – это высокий статус педагогической профессии, профессионализм и нравственные качества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Валяева Е. В. Ролевые позиции педагога в новой образовательной парадигме [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/210357/ (дата обращения: 28.08.2012).

2. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. – 2011. – №3. – Т. 2. – С. 110–115.

3. Петренко О. Л. Создание образовательной среды учебного учреждения при контекстном подходе к обучению / О.Л.Петренко // сб. «Управление профессиональным образованием: опыт, проблемы, перспективы» – Омск, 2009. –141-143 с.

Категория: 2. Роль педагога в современном обществе | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 341 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика