Воскресенье, 19.05.2024, 07:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 2. Роль педагога в современном обществе

РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 377.1

РОЛЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

О.А. Анцупова, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: olga-stroitel@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена роли педагога как преобразователя социокультурной среды. Рассматривается вопрос о профессиональных и личностных  качествах  педагога, которые необходимы в соответствии с требованиями современного образования.

XXI век – век научного прогресса, стремительной информации и новых технологий. Педагогу в современном мире отводится очень важная, незаменимая роль, его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества.

Важность  роли преподавателя  в развивающемся обществе определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

Сегодня современное образование – важнейший ресурс формирования становления творческой  личности.  Цель образовательного учреждения  – подготовка специалиста, умеющего самостоятельно решать сложнейшие профессиональные задачи, владеющего современными достижениями науки и техники, умеющего на практике применять и приумножать полученные знания, умения, навыки, обладающего креативностью  и находчивостью в быстро изменяющихся условиях, несущего ответственность за результаты собственной деятельности.

В настоящее время ученые, психологи неоднократно обращаются к проблеме педагога, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества педагога». Остается открытым вопрос, какие качества педагога должны быть постоянными, а какие меняться в связи с требованиями «нового» времени.

Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» преподавателя, а сейчас это качество необходимо современному педагогу. ФГОС  претерпевает существенные изменения, но какие бы преобразования не происходили все «замыкается» на педагоге. Именно он является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Поэтому педагогу необходимо  обладать рядом профессиональных и личностных качеств: высоким профессионализмом, ответственностью, потребностью в постоянном самообразовании.

В современном мире высоких технологий педагог должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску.

Педагог в своей работе должен использовать простые  пути приобретения доверия: уметь слушать и слышать обучающихся, помогать им обрести веру в свои силы, быть искренним и не бояться признавать свои ошибки, вместе с обучающимися искать ответы на вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Только через развитие своих  личностных качеств и профессиональной компетентности, возможно, добиться качественных результатов обучения.

Задача педагога не в том, чтобы дать обучающимся  максимум знаний, а в том, чтобы создавать условия к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. Чем больше в учебном заведении высококвалифицированных преподавателей, тем выше уровень подготовки обучающихся, тем более востребованным становится данное образовательное учреждение.  Именно в учебном заведении студенты становятся на путь своей самореализации и приобретения специальности.

Педагог в качестве субъекта педагогической культуры выступает как преобразователь социокультурной среды. По определению Е.Н. Бондаревской, педагог как субъект педагогической культуры – это человек, способный строить свою жизнедеятельность в культурных формах и организовывать социальное пространство вокруг себя таким образом, чтобы культуросообразное бытие актуализировалось и для человека, включенного в это пространство [1].

Только благодаря воспитанию и обучению молодежи можно получить компетентную, профессиональную личность в современном обществе. Менделеев Д.И, сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Педагог должен владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Современный педагог – это педагог с научной эрудицией, в совершенстве владеющий педагогической умелостью и мастерством.

Эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. Современный педагог должен чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века.

Толстой Л.Н. писал: «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Учитель – новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям! [7].

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что педагог объединяет между собой поколения, так как передает свой опыт и знания молодежи.

Педагог не только учит и дает знания. Он выполняет и миссию воспитателя, наставника, это не простая работа. Целеустремленность, компетентность, педагогическое творчество, искренний интерес по-прежнему слагаемые успеха педагога.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаревская, Е.Н. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных  условиях [Текст]  / Е. Н. Бондаревская. -  Ростов-  на-Дону: Изд-во РГПУ, 1991. – 40  с.
  2. Грищенко, В.Н. Современное образование и актуальность воспитания [Текст]  / В. Н. Грищенко // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 1. - С. 14-16.
  3. Кадимов, Р.Г. Роль учителя в современном обществе// Международный журнал экспериментального образования. – 2012. - №12-1. – с. 86-88.
  4. Набиуллин, Л.Г. Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога //Человек и образование. – 2013. - №4 (37). – С. 94-96.
  5. Сластенин, В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  6. Солодова, Г.Г. Самоопределение личности как необходимый фактор профессионального становления современного учителя [Текст]  / Г. Г. Солодова, Е.Г. Прекина // Сибирский педагогический журнал. -  2009. - №5. – С. 131-140.
  7. Хомерики, О.Г. Развитие школы как инновационный процесс : Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов; Под ред. М. Поташника; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - Москва: Новая шк., 1994. – 61 с.

 

 

 

Категория: 2. Роль педагога в современном обществе | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 890 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика