Воскресенье, 19.05.2024, 01:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 2. Роль педагога в современном обществе

КАКОВА РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ?

УДК 377.1

КАКОВА РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ?

Е.В. Герасина, преподаватель,
Ливенский филиал ОГУ им. Тургенева, г.Ливны

Аннотация. В данной статье раскрыта роль преподавателя в современном мире, перечислены основные задачи среднего профессионального образования и обязанности педагогических работников, сформированы основные принципы профессиональной деятельности преподавателя.

Каждый, кто связан с преподавательской деятельностью, знаком с высказыванием Л.Н. Толстого: если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Эти слова отлично передают суть профессии преподавателя.

Как же в современном обществе проявляется характер профессии преподавателя?

Самой важной задачей среднего профессионального образования является помощь в становлении современной молодежи, конкретно: интеллектуального, культурного и профессионального развития. Именно преподаватель активно участвует в данном процессе. Чтобы выполнить поставленную задачу преподаватель должен соответствовать следующим требованиям: иметь отличное образование, быть разносторонне развитым, поддерживать соответствующий уровень культуры, заниматься повышением интеллектуального и профессионального уровня,  а также обладать высокими моральными качествами, такими как: вежливость, отзывчивость, оптимизм, интеллектуальное развитие, доброжелательность. Только сочетая в себе эти качества, преподаватель может обеспечить достойную подготовку обучающихся.  В современном обществе роль преподавателя  имеет поистине огромное значение. Данная профессия является скорее призванием, нежели профессией.

Педагогические работники обязаны: развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативу, креативность, формировать патриотизм, трудолюбие и адаптацию к жизни в современном обществе, прививать у обучающихся любовь к спорту и здоровому образу жизни. Преподаватель формирует профессиональные умения и навыки будущего поколения, что положительно сказывается на уровне жизни.

Преподаватель является значимым лицом в развитии и становлении будущего обучающихся, потому что именно он вносит наибольший вклад в формирование мировоззрения и системы ценностей молодого поколения. Духовно-нравственное развитие обучающихся является главной задачей преподавателя. Наше будущее зависит от нового поколения, за развитие которых отвечают преподаватели.

Профессия преподавателя меняется вместе с обществом. Ведь только он способен воспитать не одно поколение людей и тщательно следить за тем, чтобы общество развивалось и стремилось к улучшению нашего с вами будущего.

Первоочередная задача учителя, отмечал  В.А. Сухомлинский  состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.  «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». Это высказывание  наиболее полно раскрывает основные функции нашей профессии. Мы должны распознать индивидуальный талант каждого студента, найти для каждого свой особый подход и помочь поднять его на высокий уровень. В.А. Сухомлинский  

Преподаватель помогает найти и раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося, наставляет его на путь развития и интеллектуального становления. Преподаватель развивает современное общество, «толкает» социальный прогресс к развитию. Он вносит большой вклад в постижение современных технологий, занимается воспитанием нового поколения, помогает молодым специалистам реализовывать себя в современных и прогрессивных технологиях и постигать все передовое разнообразие жизни. 

Преподаватель должен не только помогать постигать современные технологии, но и показать молодому поколению всю важность исторических ценностей.

Свои знания преподаватель получает от накопления полезного жизненного опыта. Всю жизнь он собирает и хранит важные и полезные знания и социальные ценности для того, чтобы передать их молодому поколению и показать насколько важно постоянное развитие и самосовершенствование.

Одним из наиболее важных качеств преподавателя является умение отобрать из всей культуры общества только тот материал, который несет в себе наибольшую ценность и может помочь обучающимся в личностном становлении. Именно поэтому важно уметь оценить культуру, выработать опыт общественных отношений и вникнуть в суть поведения человека.

Преподаватель играет роль посредника между миром молодежи и миром старших поколений. Профессиональный педагог должен обладать умением понять особенности каждого обучающегося, подобрать к нему индивидуальный подход, распознать пути развития для каждого студента. Преподавать имеет право на выражение своего мнения, но также должен уметь выслушать каждого обучающегося, рассмотреть его точку зрения и уметь правильно обосновать ее. Он олицетворяет общественное мнение о современном развитии молодежи, выявляя актуальные проблемы образования.

В качестве важнейшей социальной функции преподавателя можно выявить формирование духовного мира современного поколения, который будет не только отображать традиционные моральные устои общества, но и соответствовать тенденциям будущего развития. Преподаватель должен стремиться к постоянному развитию моральных ценностей обучающихся, формировать жизненные ценности и убеждения, которые будут соответствовать принципам и нормам морали, эстетики и права. Преподаватель обучает студентов самопознанию и саморазвитию, опираясь на общепринятые человеческие ценности.

С развитием современного мира на первое место вышел личностно-ориентированный подход в преподавательской деятельности. Следствием этому послужило появление нового поколения, где каждый вывод должен подвергаться только обоснованным выводам. Современное поколение не представляет своей жизни без информационных технологий, где черпает необходимую для себя информацию.

Сложная экономическая ситуация в стране привела к ощутимому социальному  расколу в обществе. Студенты, чье положение в обществе ощутимо выше или ниже среднего не видят необходимости в обучении, следовательно, у них не возникает стремления к познанию. Отсутствие мотивации затрудняет попытки найти индивидуальный подход к студенту, поэтому главной задачей преподавателя является создание таких условий, в которых каждый человек смог бы  почувствовать важность обучения и развития своих навыков и способностей.

Учитель, преподаватель больше не является источником первичной информации, превратившись в посредника, который помогает ученикам, студентам добывать эту информацию.

Обучающиеся в первую очередь обращают внимание на поведение преподавателя, то, как он относится к ним и к своему предмету, какими личностными и профессиональными качествами он обладает, понимает ли он студентов. Ведь если  преподаватель не обладает этими качествами, то так можно говорить о качестве образования и образовательных реформах?

Прежде всего, преподаватель должен уметь понять потребности студента и подстроиться под них, чтобы тем самым вызвать желание к обучению. Для этого нужно любить свой предмет и уважать студентов, принимать их точку зрения и находить с ними общий язык.

Свою профессиональную деятельность я основываю на развитие стремления к самообразованию и саморазвитию, чтобы обучающиеся считали обучение не только необходимостью, но и способностью реализовать свой потенциал и добиться поставленных целей. 

Выбрав профессию преподавателя я смогла реализовать себя в жизни. Моя работа приносит мне удовлетворение и новую энергию.

 Принципами выражения в профессиональной деятельности я могу назвать: современность, обращение к традициям и накопленное мастерство.

Для себя я вывела следующую формулу успеха: Творческий подход + Компетентность + Уважение + Желание узнавать новое = Успех в работе.

Наконец я хочу подвести итог и сделать вывод о том, как я вижу развитие преподавательской деятельности и почему так важно следовать изменениям общества. Современный преподаватель не должен являться диктатором и основываться только на собственных принципах. Это человек, стремящийся к познанию и получению знаний вместе с обучающимися, способен разглядеть перспективу и уверенно идти к поставленной цели.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина ; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. — 2 -е изд., испр. и доп. — Рязань, 2009. — 156 с.

2. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. Под ред. А. М. Прохорова. Том II (М-Я). – М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 574с.

 

 

 

Категория: 2. Роль педагога в современном обществе | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 317 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика