Суббота, 18.05.2024, 21:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 2. Роль педагога в современном обществе

ФИЛИАЛ И ОБЩЕСТВО

УДК 316.3

ФИЛИАЛ И ОБЩЕСТВО

Л.Ю Гаврилова, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г.Ливны,
e-mail: lytasik@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрена роль педагога и филиала в современном обществе. Указаны требования, которые предъявляет наш век к педагогу и учебному заведению в целом.

В последнее время общество предъявляет к образованию не только традиционные, но и совершенно новые требования, связанные с преодолением социального, национального, экономического, экологического, энергетического, информационного кризисов. Нередко слышатся высказывания о перепроизводстве, ненужности подготовки у нас такого количества инженеров, о необходимости её сократить. Подобные высказывания основываются, прежде всего, и главным образом на эмоциях, на впечатлении от сегодняшней экономической ситуации в стране. Но все же нам представляется достаточно реальным тот факт, что промышленность и страны в целом и нашего города в частности поднимется на более высокий уровень, инженерный труд займет достойное место в обществе.

На сегодняшний день, в аспекте информатизации всех областей жизни общества возрастает сложность современных технологических устройств и систем, рост их возможностей, обострение конкурентной борьбы, с одной стороны, вынуждают к конкуренции все более сложные системы, а с другой – становится надежнее, делать проще управление, использовать нестандартные решения. Это приводит к тому, что необходимо разрабатывать новые высокоэффективные технологии и готовить соответствующих специалистов. Вследствие этого наше профессиональное учебное заведение, все в большей мере начинает работать непосредственно по заявкам предприятий, службы занятости, администрации города. Происходящие внутри системы образования инновационные процессы - это фактор саморазвития, и самой системы, и её субъектов. Отдельные инновации входят в общую и динамическую систему, в которой развитие локальных элементов определяет изменение других, и, в конечном итоге, изменяет всю систему. Отсюда – важно выйти на новый уровень синтеза педагогических концепций. 

Для того, чтобы обеспечить возникшие региональные потребности в образовательных услугах средние профессиональные учебные заведения изменяют свой статус и осуществляют многоуровневую подготовку, которая может включать начальное, среднее и неполное высшее профессиональное образование. Так и наш филиал возник на базе вечернего машиностроительного техникума. В настоящее время он является региональным, многоступенчатым центром непрерывного профессионального образования. Такая трансформация, бесспорно, позволяет обеспечить преемственность между различными уровнями образования, его интеграцию и непрерывность. Необходимо отметить, что в последнее время в нашем филиале появились новые факторы развития инновационных процессов: укрепились мировоззренческие ориентации нового отношения к людям, природе, обществу, пробудился интерес к вопросам самореализации личности, включающей в себя механизмы и формы её проявления, многообразие культурных ценностей, образовательные системы меняют ориентир на воспитание студента способного мыслить творчески, системно видеть мир в перспективе разнообразия и единства.

В наш век резко вырос уровень грамотности, образованности молодых людей, повысилась их культура. И естественным образом возрастают и требования общества к преподавателю. Английский психолог Н. Коупленд считает, что любой преподаватель должен иметь характер и индивидуальность. Под характером Коупленд понимает, прежде всего, патриотизм педагога, знание им своего дела и волевые черты. Наши учащиеся не любят преподавателей – мещан, которые не принимают близко к сердцу дела учебного заведения, родного города, страны. Не пользуется авторитетом и индивидуалист, которого заботят только личные блага, собственный узкий мирок. Убеждения преподавателя обязательно должны проявляться в активной деятельности. Они обязывают преподавателя распространять свои взгляды, убеждать окружающих в правильности своей позиции, искать и готовить себе единомышленников. Убеждения должны заставлять непримиримо относиться к недостаткам в учебной и воспитательной работе. Таким образом, с целью повышения статуса современного преподавателя в обществе необходимо вырабатывать в процессе собственного мышления идеальные убеждения. Так как идеал дает возможность постоянно сравнивать то, чего мы достигли сегодня, с тем, чего мы должны добиться в будущем, помогает определить дальнейшие задачи самосовершенствования. Гражданская и общественная активность преподавателя, его идейный облик – важнейшая составляющая часть педагогического мастерства. Стоит заметить, что любая политика ведется через людей и нельзя отделять вопросы обучения и воспитания, организацию жизни студентов от различных политических и социальных проблем страны.

Преподаватель, кроме того, должен отличаться и моральной чистоплотностью и высокой культурой поведения: интеллигентностью, отзывчивостью, доброжелательностью, умением не только пошутить, но и понять шутку в свой адрес и правильно реагировать на неё.

Современная ситуация развития общества и исследования в области педагогики и профессионального образования убедительно свидетельствуют о том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого фундамента образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами социума быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определив наиболее актуальные приоритеты. Ориентация образовательного процесса на активизацию потребности общества в образовании выступает как необходимость сегодняшнего дня, дает будущим специалистам способы освоения действительности и адаптации в ней. Как уже говорилось, традиционно филиал осуществлял подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества. Однако изменяющаяся общественно заданная норма, трансформирующая образовательные потребности требует изменения деятельности по их удовлетворению. Таким образом, филиал, осмысливая свои перспективы и возможности, активно включился в решение современных социально – экономических проблем, позволяя нуждающимся освоить профессии, пользующиеся спросом на рынке труда, либо дающие возможность обеспечения самозанятости, ведения надомной работы или открытия собственного дела в сфере предпринимательства. Например, специальность «Экономика и бухгалтерский учет»

При проектировании педагогических технологий и современных образовательных технологий не может не учитываться и характер управления образованием. Вообще, управление системами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, так как имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений.

Профессиональное образование создавалось и развивалось как государственное образование, с административно-линейным управлением, обеспечивающим потребности региона и страны. Переход от централизованной системы управления к децентрализованной на современном этапе позволяет объединить усилия государства и общества в ходе повышения качества подготовки специалистов, необходимых в общественном производстве, совершенствование их интеллекта, повышении уровня общей и профессиональной подготовки.

Таким образом, новые модели управления призваны отвечать требованиям непрерывности и ориентироваться на интересы личности, а не только государства. Управление инновационными процессами развития филиала обусловливает появление новых функций администрации и преподавателей. Преподавательский коллектив филиала в составе 3 кафедр должен постоянно учитывать и передавать студентам новейшие научные знания, отражающие фундаментальные изменения в производстве, при этом в центр учебно-воспитательного процесса, как неоднократно упоминалось, ставится приоритет человеческой личности. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Политехнический колледж. Перспективный вариант для выпускника [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://v-nayke.ru/?p=5192
  2. Роль педагога в современном обществе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-rol-pedagoga-v-sovremennom-obschestve-1350948.html
  3. Гребенкина, Л. К. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / Л. К. Гребенкина, Н. А. Жокина, О. В. Еремкина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — 2-е изд., испр. и доп. — Рязань, 2009. — 156 с.

 

 

 

 

 

Категория: 2. Роль педагога в современном обществе | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 309 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика