Воскресенье, 19.05.2024, 01:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 377

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Симаков А. Ф.,

преподаватель,ФСПО ПТИ им. Н. Н. Поликарпова,
ОГУ имени И.С. Тургенева, г.Орёл,

Аннотация. Эффективность работы учебного заведения в области социального партнерства оценивается качеством образования. Внедрение автоматизированной программы «Мониторинг качества обучения» дает оперативную информацию о реализации основных образовательных программ, что позволяет осуществлять систематический контроль над состоянием и улучшением образовательного процесса образовательного учреждения.

Разработка и внедрение системы качества образовательного учреждения в настоящее время является одним из важнейших механизмов внутренних гарантий качества образования для образовательных учреждений всех уровней.

В основе организации образовательного процесса в учреждениях СПО лежат четко определенные учебные цели: оптимизация учебного материала, рациональное дозирование профессиональных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, экономия времени студентов и преподавателей за счет использования методических разработок с профессиональным содержанием и организации разнообразной учебно-познавательной деятельности студентов, целевое проектирование процесса формирования специалиста с профессиональными знаниями, умениями и навыками средствами оптимизации учебного материала, гарантирующего педагогический успех.

Задача профессионального образования определяется не только формированием знаний, умений и навыков, но и развитием способностей выпускника адаптироваться к изменениям социально- технологической среды.

Оптимизация указывает педагогу кратчайшие, наименее трудоемкие пути достижения более высоких учебно-воспитательных результатов и направлена на освобождение его от многих привычных, но непроизводительных действий, проб и ошибок, доделывания и переделывания, излишних затрат времени, возникающих из-за несовершенства методики обучения.

Основной социальной задачей учебного заведения профессионального образования является подготовка выпускников  востребованных на рынке труда. Следовательно, эффективность работы учебного заведения в области социального партнерства оценивается по степени выполнения учебным заведением своей основной социальной функции – качество образования. Уровень развития системы социального партнерства зависит от уровня социально – экономического развития региона, сектора экономики, взаимодействия с местными органами управления, поэтому только общие усилия педагогического коллектива и всех сотрудников учебного заведения могут дать положительные результаты в создании устойчивой системы социального партнерства. Следует устанавливать прямые контакты с организациями–потребителями образовательных услуг. Необходимо изучать специфику их деятельности, с тем чтобы, разрабатывать индивидуальные образовательные программы, обеспечивающие для студентов возможности самообразования и самовоспитания при наличии естественно, гарантированного рабочего места или заявки на специалиста. Подобный подход обеспечит сочетание обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, адаптацию специалиста к деятельности в конкретной организации.

Критериями оптимальности образовательного процесса в учреждениях СПО могут быть приняты содержание и уровень сформированности у студентов-выпускников необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, выступающих в их устойчивых формах как социально и профессионально значимые качества личности, а именно:

  1. Достижение каждым студентом уровня сформированности профессиональных знаний, умений и навыков, соответствующего его реальным возможностям, за счет повышения профессионального интереса, осознанной потребности в профессиональной подготовке.
  2. Соблюдение студентами и педагогом установленных норм времени на аудиторную и внеаудиторную работу, а также сокращение неэффективных потерь времени за счет применения научно-методических разработок с профессиональной направленнностью и организации разнообразной учебно-познавательной деятельности студентов на основе принципов управления.

Оптимизация может дать положительный результат только в случае комплексного подхода. Сравнение разных вариантов организации обучения и выбор из них оптимального полезно производить вначале по одному критерию, сохраняя второй неизменным. Необходимо стремиться к тому, чтобы процесс оказывался лучшим сразу по двум критериям.

Теория оптимизации связана с системой способов оптимизации, которая органически вытекает из закономерностей и принципов обучения, но носит более конкретный характер. Способ оптимизации образовательного процесса - взаимосвязанная деятельность педагога и студентов, которая ориентирована на результат обучения при соблюдении установленных нормативов затрат времени (или даже меньше их), т.е. без перегрузки студентов и педагогов.

Если целью обучения в учреждениях СПО принять качественную профессиональную подготовку студента, то признаками оптимальности образовательного процесса будут служить: умение студента самостоятельно определять цели и задачи своей профессиональной деятельности; обеспечивать ее информационную основу; прогнозировать возможные результаты собственной деятельности при известных условиях; принимать оптимальные решения и воплощать их в жизнь; мобилизовать на выполнение принятых решений других людей и устанавливать при этом с ними целесообразные деловые и личные взаимоотношения; адекватно оценивать достигнутые результаты; корректировать и перестраивать собственную деятельность и поведение, а также поведение и деятельность других. Среди личностных качеств молодого специалиста можно выделить целенаправленность (общая и профессиональная направленность личности, активность и инициативность); общая и профессиональная эрудиция или компетентность; дальновидность как способность предсказания возможных результатов; решительность, творчество и новаторство, в которых проявляется способность принимать решения; организованность, исполнительность, требовательность к себе и другим; общительность, выражающая интегральные коммуникативные свойства личности; ответственность как проявление высокого самоконтроля и т.п.

В настоящее время апробирована и успешно функционирует автоматизированная программа «Мониторинг качества обучения».

Реализация данной программы в управлении учебным процессом позволяет эффективно использовать возможности современных информационных технологий и мониторинга. Хотя сам мониторинг не повышает качества обучения, но грамотное использование его результатов позволяет четко определить слабые места, находить точки управляющего воздействия. Анализ результатов мониторинга позволяет выявить, на каком из этапов учебного процесса возникает отклонение от заданных стандартов, норм, ведущих к снижению качества обучения.

Реализация автоматизированной программы мониторинга дает возможность оперативно, наглядно, с высокой степенью объективности представлять такие показатели, как:

  1. Абсолютная и качественная успеваемость, а также сравнительные данные по учебным группам, специальностям, отделениям, колледжу в целом и по учебным группам.
  2. Абсолютная и качественная успеваемость, а также средний балл по конкретному студенту, конкретному блоку дисциплин в соответствии с учебным планом учебной группы, специальности, отделения, колледжа в целом;
  3. Количество пропусков по уважительным и неуважительным причинам по конкретному студенту, учебной группе, специальности, отделения, колледжа в целом;
  4. Рейтинг конкретного студента в группе.

Кроме того, программа дает возможность получения дополнительной оперативной информации по количественному и качественному составу студентов, закончивших семестр на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», с одной тройкой, с одной четверкой и т.д. Программа позволяет четко увидеть, какие дисциплины студенты усваивают лучше или хуже, и кто из преподавателей ведет данные дисциплины.

Таким образом, автоматизированная программа мониторинга качества обучения дает оперативную информацию о реализации основных образовательных программ, что позволяет осуществлять систематический контроль над состоянием и улучшением образовательного процесса колледжа.

Использование данной автоматизированной системы позволяет вести мониторинг систематически и планомерно. При этом предполагается не просто фиксация изменений, а использование результатов мониторинга для постоянного совершенствования нашей основной деятельности.

Успех в работе руководителя и специалиста предопределяется не только качеством выполнения должностных обязанностей, но и стилем поведения при выполнении этих обязанностей. В целях обеспечения практической направленности, адаптированности образования к реальности целесообразно заложить основы ролевого поведения. Это возможно при изучении норм, традиций, образов, сформировавшихся под влиянием ценностей общества, коллективов, отдельных групп и личностей, пользующихся высоким социальным авторитетом.

Таким образом, оптимизация образовательного процесса в учреждениях СПО является необходимым условием повышения качества профессиональной подготовки студентов, и позволяет добиться оптимальных (реально возможных) результатов путем сокращения времени преподавателей и студентов, повышения их интереса к профессиональной деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Важенина, Н.И., Турчина, И.В. Практика создания системы качества в учреждениях среднего профессионального образования: проблемы и пути решения  [Текст] / Н.И. Важенина, И.В. Турчина // Роль информационных технологий в разработке и  внедрении системы качества образовательного учреждения среднего профессионального образования: материалы Всероссийского совещания – семинара» / ГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж». – Волгоград, 2015. – с. 34-38.
  2. Гурбо, Н.М., Крячко, Е.А. Оценка системы качества образовательного процесса – гарантия качества образования [Текст] / Н.М. Гурбо, Е.А. Крячко // Роль информационных технологий в разработке и  внедрении системы качества образовательного учреждения среднего профессионального образования: материалы Всероссийского совещания – семинара» / ГОУ СПО «Самарский авиационный колледж». – Самара, 2016. – с. 47-50.
  3. Коряпина, В.В. Оптимизация образовательного процесса как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов в учреждениях СПО [Текст] / В.В. Коряпина // Роль информационных технологий в разработке и  внедрении системы качества образовательного учреждения среднего профессионального образования: материалы Всероссийского совещания – семинара» / ГОУ СПО «Московский политехнический колледж». – Москва, 2016. – с. 85-89.
Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика