Суббота, 18.05.2024, 22:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования

Состояние и перспективы развития среднего профессионального образования

УДК

СОСТОЯНИЕ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

А.К. Джавадов, доцент, доктор биологических наук,

Мценский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Мценск,

email: abulfat@inbox.ru

 

Аннотация. Изложены современное состояние и перспективы среднего профессионального образования в России. Показано, что развитие экономики и социальной сферы формирует новые требования к специалисту среднего звена и это вызывает необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования.

 

Среднее профессиональное образование в России является важным звеном непрерывного образования. Оно направлено на подготовку специалистов-практиков и  позволяет обеспечить:

- непрерывность и последовательность формирования у молодежи глубоких и прочных знаний, определяющих общекультурную, социальную и профессиональную компетентность;

- эффективную реализацию возрастной потребности подростков в профессиональной ориентации и практической направленности обучения;

- возможность своевременно, с учетом осознанно проявленных интересов, осуществлять ориентацию учащихся на дополнительную профессиональную специализацию и повышение уровня образованности;

- преемственность основных этапов процесса формирования профессионального мастерства (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Необходимо также отметить, что современное производство повышает требования не только к уровню квалификации, но и широте профессионального поля специалиста. Быстро увеличивается объем информации, обеспечивающей профессиональную деятельности работника, что предполагает формирование его способности к постоянному самообразованию, умению найти и использовать новые приемы и технологии труда, компьютерную грамотность. Повышается уровень общего и профессионального образования, возрастают духовные потребности, что требует нравственного, эстетического и экологического воспитания, включения молодого специалиста не только и мир техники и производства, но и в мир природы, в область общественных отношений.

Разнообразность образования обеспечивается национально-региональным компонентом стандарта, в котором учитывается специфика истории, языка, культуры и быта проживающего в данном регионе населения, а также особенности социально-экономической ситуации, местного рынка труда.

В то же время, практика внедрения государственных стандартов показывает, что федеральный и национально-региональный компоненты не способны в полном объеме отразить специфику обучения конкретной профессии применительно к местным условиям. Требуется отбор содержания и проектирование дополнительного учебного блока, учитывающего особенности города, конкретного работодателя.

Анализ показывает, что территориальной структуры сети государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений России оптимально размещены. Подготовка специалистов осуществляется не только в региональных центрах, но и в небольших городах и поселках. 45% от общего приема в образовательные учреждения среднего профессионального образования (СПО) осуществляется в городах, не являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и населенных пунктах, не имеющих статуса города, где возможность получения высшего профессионального образования ограничена.

Особую роль в обеспечении удовлетворения образовательных потребностей приобрела подготовка специалистов в колледжах, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием и являющихся, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями. Прием в колледжи превышает 45% общего приема в средние специальные учебные заведения. Многофункциональность колледжей характеризуется более широким спектром их деятельности в сравнении с техникумами, как по реализации образовательных программ, так и по выполнению других функций. Колледжи реализуют программы не только среднего профессионального образования, но и начального, а также дополнительного профессионального образования; проводят профориентационную работу среди школьников, осуществляют методическую, научно-методическую, научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность, а также производственную деятельность по профилям подготовки специалистов. Растет престижность колледжей среди населения, особенно в малых городах, где колледж нередко является культурно-методическим центром и объединяет вокруг себя другие учебные заведения.

Таким образом, в настоящее время в учреждениях начального и среднего профессионального образования обучаются более 4 млн. учащихся и студентов [2]. Однако обострившийся кризис и образовательной системы, и системы среднего профессионального образования призвал к решению целого ряда проблем.

На совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года министр образования и науки РФ А. Фурсенко высказал идею о том, что «при переходе на инновационный путь развития важно модернизировать профессиональное образование в целом, включая невузовское. И, может быть, даже в большей степени делая сегодня упор именно на невузовское образование, неуниверситетское. Если мы хотим, чтобы последнее было действительно привлекательным, надо создавать современные образовательные учреждения принципиально нового типа, которые дают качественную подготовку высококвалифицированных рабочих и технических кадров, реально востребованных ведущими предприятиями инновационного сектора - такими предприятиями, в которых люди хотели бы работать» [4].

В этой связи государственная политика модернизации российского образования, в соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена должна предусматривать не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но и коренное изменение качества образования. Это обусловлено необходимостью современного производства в универсальных специалистах, ориентированных не только на выполнение установленных функций по заданному алгоритму, но и на умение решать проблемные задачи, находить выход из сложных производственных ситуаций, предвидеть последствия принимаемых решений. Для этого специалист со средним профессиональным образованием должен иметь профессиональную квалификацию, необходимую для обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, обладать определенным уровнем общей культуры, такими качествами, как ответственность, грамотность, дисциплинированность, самостоятельность, компетентность. Таким образом, обеспечить инновационное развитие страны и повышение профессионального уровня нации невозможно без серьезных изменений системы профессионального образования: повышения качества, эффективности, гибкости, динамичности, соответствия потребностям рынка труда [3].

Для изменения создавшегося критического положения, поднятия престижа и молодого рабочего, и специалиста среднего звена президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России В.М. Демин предлагает следующее [1]:

- переход на контрактную подготовку кадров, введение сертификатов качества выпускников, разумеется, при условии разработки четкой правовой базы;

- привлечение работодателей к процессу профессионального образования с первых лет обучения, организация ими ознакомительных и производственных практик на реальных рабочих местах;

- разработка совместно с работодателями программ трудоустройства и закрепления выпускников, привлечение студентов и учащихся к участию в инновационных и социальных программах развития предприятий;

- своевременное определение и оперативная корректировка содержания обучения с учетом требований социально-экономического прогресса, с тем, чтобы ядро профессиональных компетенций выпускников не утрачивало своей актуальности к окончанию учебного заведения;

- создание условий для обучения студентов и учащихся по дополнительным профессиональным программам, предоставление возможности для получения ими двух-трех смежных профессий;

- восстановление культа знаний, поднятие культуры профессионального образования и др.

С целью преодоления кризисной ситуации в сфере среднего профессионального образования ряд исследователей  предлагают следующие  [2, 3]:

- создать федеральную и региональную систему прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации;

- сформировать законодательную базу для организации системного партнерства государства, бизнеса и профессионального образования, предусматривающую активное участие работодателей и их объединений в инновационном развитии профессионального образования, в том числе: мониторинг потребностей рынка труда в кадровом ресурсе, формирование соответствующего заказа учреждениям профессионального образования, контрактная система подготовки кадров, разработка нового поколения образовательных стандартов и программ на основе стандартов профессиональной деятельности, оптимизация перечня востребованных специальностей, независимая оценка качества образования, участие в развитии учебно-материальной базы профессионального образования, организации производственной практики, социальной поддержке обучающихся и работников и др.;

- совершенствовать номенклатуру профессий и специальностей, а также оптимизировать направления подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями, устранить несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на рынке труда, а также диспропорции и дублирования в подготовке кадров, развить целевую контрактную подготовку в учреждениях профессионального образования;

- перейти к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, адекватное соответствие запросам рынка труда;

- создать механизмы государственно-общественной аккредитации образовательных программ;

- широко использовать новые образовательные технологии, в том числе технологии «открытого образования», интерактивные формы обучения, проектные и другие методы, стимулирующие активность обучающихся, формирующие навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов;

- разработать и внедрить нормативное финансирование профессиональных образовательных учреждений всех видов и уровней, стимулировать, с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств, создание условий для инвестиционной привлекательности системы профессионального образования;

- обновить материально-техническую базу и инфраструктуру профессионального образования;

- разработать и апробировать различные модели регионального управления профессиональным образованием в связи с усилением роли регионов в его развитии.

В результате анализа сложившейся ситуации в области среднего профессионального образования можно констатировать, что сегодняшний этап развития экономики и социальной сферы формирует новые требования к специалисту среднего звена. На первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в новых социально-экономических условиях. Среди них следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность, ответственность за выполняемую работу. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности и самой системы профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демин, В.М. Приоритеты среднего и начального профессионального образования в деле повышения качества подготовки кадров // Начальное и среднее профессиональное образование. - 2009. - №4. - С. 206-211.

2. Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? Сборник / Под общей редакцией д.п.н., к.э.н. В. М. Демина. - Москва, 2003. - 288 с.

3. Среднее профессиональное образование. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда // Сборник статей по материалам Республиканской выставки «Среднее профессиональное образование в Республике Карелия: высокое качество, открытость, конкурентоспособность». - Петрозаводск: Изд-во Петр-ГУ, 2006. - 208 с.

4. Суворова, А.А. Приоритеты развития среднего профессионального образования в России // Российский научный журнал. - 2009. - №5. - С. 209-212.

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 471 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика