Воскресенье, 19.05.2024, 01:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

УДК 377.1:81

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Т.А. Рубцова, преподаватель,
ФСПО ПТИ им. Н. Н. Поликарпова,
ОГУ имени И.С. Тургенева, г.Орёл,
e-mail: gend-fspo@rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются этапы работы по развитию навыков диалогической речи на уроках иностранного языка.

Знание иностранного языка является необходимой частью личной и профессиональной  жизни человека. Умение общаться  на иностранном языке является одной из целей при обучении другому языку, так как иностранный язык соотносят к жизненным перспективам человека. В настоящее время подчеркивается значимость качественного обучения иностранным языкам как одного из определяющих факторов трудоустройства.  И перспективам трудоустройства в большей мере сопутствует сформированность общих умений и компетенций, основу которых возглавляют умения общения и владение иностранными языками.

Одним из эффективных средств развития и формирования навыков говорения в обучении иностранным языкам считается диалог.

 Говоря об определении диалога, все исследователи затрагивают следующие характеристики: наличие минимум двух собеседников, между которыми происходит непосредственный обмен высказываниями; непринужденный характер речевой обстановки; попеременная адресация речи, обязательная смена говорящих; одновременность восприятия речи на слух, подготовки и реализации собственных высказываний; большое значение внеязыковых коммуникативных средств (мимика, жестикуляция); постоянное изменение языковой ситуации.

 Ведение полноценного диалога  на иностранном языке возможно при условии успешного овладения речевыми навыками и умениями иноязычного общения. Реализация данной деятельности полностью зависит от разнообразия и эффективности методов и приемов обучения.

Прежде всего, работа над таким видом речевой деятельности как диалогической выстраивается поэтапно.  Подавляющее большинство упражнений – речевые.

Комплекс  упражнений разрабатывается на основе усвоенного лексического материала, отработанных по определенной  теме ключевых слов и фраз. Цель таких упражнений – установить в памяти прочные связи между репликами,  которые могут выступать в составе данного диалогического единства. Так, например – при разучивании маленького диалога, связанного по тематике с усвоенным учебным материалом, можно начинать со слухового  восприятия.  В такой работе не только усваивается звуковая  форма, но и развивается слуховая память, что также важно для диалога.

Основываться только на слуховом восприятии  разучиваемого диалога  - недостаточно. При такой форме работы возможно искажение слов,  неправильное слияние слов, неправильное членение фразы. Поэтому следующий этап разучивания диалога необходимо подкреплять зрительным его восприятием. Письменный  текст будет хорошей опорой для повторения диалога.

Воспроизведение диалога, даже маленького  не должно носить форму безучастного проговаривания заученных фраз. Диалог не читают, а инсценируют.  В такой работе необходим элемент ролевой игры.

Для  того  чтобы решить коммуникативную задачу,  необходимо правильно сформулировать учебно-речевую ситуацию. И первая ступень в решении этой задачи является обучение диалогу на основе микроситуации. Предлагается разучить сочетание двух-трех взаимосвязанных реплик. Всю работу можно разделить на несколько этапов. Первый этап: студент ознакомится с новыми словами, речевыми моделями, с особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.  Отрабатывают хором и индивидуально реплики типового диалога. Отвечают на вопросы преподавателя по тексту диалога. Учатся быстро реагировать на определенные реплики. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть. И только после этого начинается второй этап: составление собственных диалогов. Опорами для составления собственных диалогов могут служить:

a)  Сами тексты диалогов – моделей

б) Описание ролей, полученных отдельно  каждым из участников диалога

в) Содержание речевой установки, преподавателя на составление видоизменённых диалогов.

В такой работе студенты не просто используют диалоги, а прежде всего вырабатывают умение задавать вопросы различных типов, логично отвечать на поставленные вопросы, проявлять внимание, вырабатывать навыки использования различных речевых выражений,  таких как – согласие, несогласие, сомнение, просьба.  При обучении студентов диалогической речи решаются такие задачи как формирование понимания диалога в его естественной форме, понимание того что вопросно-ответная форма является первым этапом диалогического общения. Студентам необходимо дать понимание того, что речь по настоящем будет диалогической, живой. естественной если в ее содержание будут входить приветствия, выражения удивления, согласия, несогласия, сомнения,  благодарность ,оценка фактов, сообщение информации.

Следующим этапом работы является тренировка нужных реплик до уровня автоматизма при употреблении их в конкретной ситуации. И только после этого переходим к использованию реплик в нужной ситуации. В этой  работе должен помогать языковой материал раздаточных пособий, учебников.

Так на первом курсе предлагается устная тема «Жилье» Чтобы сформировать коммуникативные языковые компетенции необходимо  пройти несколько этапов:  работа с лексикой (типы комнат, мебель, формы жилья), опорные фразы (получить квартиру, жить в многоэтажке, в пригороде, выходить на юг, приглашать на новоселье, дарить подарки), работа  с оборотом there is-there are , работа с пословицами, работа с грамматикой (времена ,типы вопросов), работа  с текстами (формирование   компетенции дискурса или способности студента объединять предложения в определенной последовательности так чтобы они образовывали связный текст. Только после всех этих видов работы студентам предлагается такая форма завершения этой темы как ролевая игра «Новоселье». Ролевая игра является эффективным методом развития диалогической речи. И последним этапом перед составлением полилога проводится работа с микродиалогами по различным ситуациям. Например: как приглашают на новоселье, как выбирают подарок, как вручают подарок, как проводят экскурсию по дому.

Благодаря диалогу человек говорит и думает; разделенное слово объединяет, цементирует любое сообщество людей. В диалоге не может быть выигрыша или победы, так как это игра не против друг друга, а друг с другом и здесь главное - общее участие

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1.Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. //Иностранные языки в школе.-2012.-№ 6

2.Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс / Е.Н. Соловьева. - М.: Просвещение, 2005.

3.Мазаева И.А. Компетенции владения иностранным языком//Иностранные языки в школе.-2014.-№1

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 266 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика