Воскресенье, 19.05.2024, 02:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ТОПОВЫХ ФГОС СПО

УДК 377

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ТОПОВЫХ ФГОС СПО

И.Н. Смагина, преподаватель,

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, г. Ливны,

e-mail: incm22@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы внедрения ФГОС СПО по ТОП-50 и описывается опыт по привлечению к обучению мотивированных абитуриентов, способных эффективно осваивать топовые стандарты среднего профессионального образования.

Система среднего профессионального образования сегодня претерпевает революционные изменения. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поставлена задача подготовки кадров по стандартам ТОП-50. ТОП- 50 – это перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования [1]. К сожалению, сегодня на предприятиях на должностях квалифицированных рабочих трудятся выпускники вузов, потому что выпускники СПО не обладают нужными компетенциями. Этот разрыв и будет преодолен за счет внедрения топовых стандартов, которые в современных условиях являются эффективным механизмом обновления содержания среднего профессионального образования. К обучающимся по ТОП-50 предъявляются высокие требования. Так, срок подготовки по ряду рабочих профессий (например, повар) увеличился на 1 год и составляет 3 г. 10 мес. При подготовке специалистов среднего звена по образовательным программам, предусматривающим получение нескольких квалификаций специалиста среднего звена.

Существенно трансформируется содержание традиционных профессий, оно становится всѐ более сложным и постоянно меняющимся. Обучающиеся по топовым специальностям должны владеть иностранным языком на уровне профессионального общения, а итоговая аттестация проводится в виде демонстрационного экзамена практически на рабочем месте в специализированных центрах компетенций независимыми сертифицированными экспертами WorldSkills. Основной акцент в топовых стандартах сделан на приоритетном направлении модернизации СПО – повышении качества профессионального образования через обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям современной экономики и перспективам ее развития. При реализации этой задачи учреждения СПО столкнулись с явным противоречием между высокими

требованиями к обучающимся, и в особенности, осваивающим стандарты ТОП-50, и реальной ситуацией, сложившейся в РФ и Орловской области.

В обществе имеется четкая установка: рабочие профессии – удел слабых выпускников. Ситуация обостряется демографическим кризисом и общедоступностью высшего образования. В результате в системе СПО не только слабый контингент – но во многих техникумах недоборы на бюджетные места в особенности по рабочим профессиям, в том числе и по топовым.

Вот и получается, что техникумы рады любому абитуриенту. Как в таких условиях внедрять ТОП-50 и готовить квалифицированных специалистов, способных работать на высокотехнологичном оборудовании? При анализе результатов регионального чемпионата WSR были обозначены две основные проблемы слабой подготовки даже победителей чемпионата: отсутствие современного оборудования и недостаточная профессиональная компетентность мастеров производственного обучения. На наш взгляд, первостепенной проблемой является слабость самого контингента, который и при новейшем оборудовании под руководством высокопрофессиональных кадров не сможет добиться желаемого результата. Складывается ситуация, когда известны ответы на вопросы чему учить (в техникуме полностью обновлено содержание образования с ориентацией на потребности предприятий, профстандарты и стандарты WorldSkills),как учить (внедряются современные технологии, в том числе модель дуальной подготовки кадров), кто будет учить (в техникуме ведут педагоги профессионального цикла, которые являются экспертами WS, все преподаватели прошли переподготовку на ведущих предприятиях нашего города, то есть это специалисты-практики).

Открытым остается вопрос контингента – кого учить. Нужно менять подходы к профориентации. Поэтому мы ставим себе цель – не простое выполнение плана набора, а привлечение мотивированных на освоение той или иной профессии абитуриентов, способных эффективно обучаться по стандартам ТОП-50. Для этого мы активно используем возможности профильного и предпрофильного обучения. Проводим ежегодную профессиональную олимпиаду для школьников «Информационные технологии будущего».

Уже в этом году мы можем отметить результативность ранней профориентации: полностью выполнены КЦП (бюджетный набор), увеличилось количество детей из городских школ, которые будут осваивать рабочие профессии (раньше это были преимущественно сельские школьники), выросли баллы аттестата при поступлении. Убеждены, что грамотное внедрение принципов ранней профессионализации позволит выстроить эффективную систему действенной профориентации во благо интересам организаций профессионального образования, интересам школ, региона в целом и интересам каждого школьника.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. N 831 «Об утверждении списка 50 156 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

2. Сердюк М.А. Профессиональная проба как деятельностная форма профориентационной работы в организациях среднего профессионального образования // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы. Материалы V Международной очно-заочной научно- практической конференции (30 марта 2017 г.).– М.: Издательство «Перо», 2017. С. 188-191. © М.А. Сердюк, 2018

 

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 299 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика