Понедельник, 06.05.2024, 10:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования

ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ: ФОРМУЛИРОВКИ, СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ

УДК 378.1

ИНДИКАТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ: ФОРМУЛИРОВКИ, СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ

Т.Н. Сафонова, декан ТЭФ, канд. техн. наук,
Ливенский филиал ОГУ им И.С. Тургенева, г. Ливны,
e-mail: safonova-modul@yandex.ru

Аннотация. Проведено сравнение индикаторов достижения компетенций и их дескрипторов – знаний, умений и навыков как признаков уровня достижения компетенций. Рассмотрены примеры измерения и оценки достигнутых уровней освоения компетенций.

Активное внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения 3++ высшего образования ставит перед профессорско-преподавательским составом новые задачи, связанные с формулированием, способами измерения и оценки показателей сформированности той или иной компетенции, названными индикаторами достижения компетенции.

Во ФГОС 3++ общекультурные компетенции заменены на универсальные, которые распределены по категориям, таким как системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникации, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение), безопасность жизнедеятельности [ФГОС ВО (ФГОС 3++) (п.3.2.)]. Такое распределение позволяет выработать профессиональному сообществу общий подход к формулированию индикаторов достижения компетенций, являющихся универсальными для всех профессиональных областей и видов деятельности.

Общепрофессиональные компетенции также объединены в категории, которые для технических специальностей и направлений следующие: информационная культура, фундаментальная подготовка, теоретическая и практическая профессиональная подготовка [ФГОС ВО (ФГОС 3++) (п.3.3.)].

Профессиональные компетенции делят на обязательные, которые формулируются в примерных ООП, и рекомендуемые, также сформулированные в ПООП, которые образовательная организация вправе включить полностью или частично, или заменить данные компетенции на самостоятельно определенные в соответствии с профессиональным стандартом.

Изменение требований к компетентностной модели выпускника во ФГОС 3++ говорит о том, что предыдущие стандарты не отвечали в полной мере требованиям компетентностного подхода, а разработанные по ним программы формировали знания, умения и навыки, которые не равны компетенции. По сути, компетенция (ее ступень) формировалась на одной или нескольких дисциплинах, дальнейшее формирование совершалось на практике и завершалось на государственной итоговой аттестации. Матрица компетенций просто фиксировала распределение компетенций по элементам образовательной программы. А карты компетенций лишь указывали ступени формирования в категориях знать, уметь, владеть, что конечно является базой любой компетенции, но не гарантирует способности выпускника эти знания, умения и навыки применять в стандартных или изменяющихся условиях профессиональной деятельности [1].

В чем отличие индикаторов достижения компетенций от стандартных ЗУНов? Индикаторы достижения компетенции являются деятельностной характеристикой компетенции, т.е. могут быть представлены набором конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию. При формулировке индикаторов достижения компетенций рекомендуется использовать глаголы из таксономии Блума [2]: интерпретирует, анализирует, рассматривает, сравнивает, участвует, использует, формулирует, определяет, применяет, планирует, организует и т.д. Индикаторов для одной компетенции не должно быть много, формулировки должны быть однозначными и измеримыми средствами образовательного процесса. Индикаторы достижения профессиональных компетенций должны соотноситься с профессиональными стандартами, в частности должны раскрывать трудовые действия (трудовые функции), но не могут совпадать с ними.

Знания, умения и навыки являются дескрипторами – признаками уровня освоения компетенции. Наличие знаний определяет первый базовый уровень освоения. Как было отмечено в [3], знания служат приобретаемым умениям и навыкам. Без теоретических знаний невозможно достигнуть каких-либо умений, а накопление знаний приводит к качественному скачку в образовательной модели обучающегося. Умения представляют собой способность оперировать полученными знаниями и определенную натренированность в этом оперировании и определяют второй базовый уровень освоения компетенции. Навыки - это умения, доведенные до автоматизма, или умения переносимые с уже знакомого процесса на новый. Навыки определяют третий базовый уровень освоения. Критерии формирования компетенции дают возможность понять, на каком уровне находится обучающийся в данный момент, что нужно предпринять, чтобы повысить уровень освоения компетенции.

Для разделения обучающихся на группы на основе выбранного критерия по уровню овладения учебным материалом используются различные оценочные средства. Основным нормативным документом любого оценочного средства является спецификация – набор описательных схем, определяющим соответствие между областью содержания, формой заданий, характеристикой ответов и оценкой. Спецификация дает возможность разработчику понять правила конструирования заданий, пользователю – представление об измеряемых знаниях, умениях и навыках, экспертам – оценить задания на предмет их соответствия заявленной области содержания, и всем перечисленным интерпретировать результаты, поскольку в спецификации прописано, что именно измеряет данное оценочное средство.

Были разработаны оценочные средства, представляющие собой комбинацию теоретических вопросов, проверяющих знания формул, законов, понятий, определении; тестов, проверяющих знания и умения; и комплексной задачи, проверяющей навыки и владение материалом и сформированность всех компетенций (их частей), заявленных в дисциплине.

В качестве примера приведу спецификацию авторских оценочных средств к зачету по дисциплине «Электротехника, электроника и электропривод».

Теоретический вопрос 1 служит для проверки знания формул, законов, понятий, определений (З(ОПК-1)) и оценивается в 1 балл за задание.

Тестовые задания 2 служат для проверки знаний основных расчетных зависимостей для выполнения типового расчета оборудования и машин (З(ПК-6)), умений производить расчет электрических и магнитных цепей; осуществлять выбор электродвигателей по параметрам рабочих машин (У(ОПК-1)), проводить сравнение различных процессов, протекающих в оборудовании и машинах (У(ПК-6)) и оцениваются в 2 балла за задание.

Задачи проверяют умение выполнять типовой расчет деталей и узлов (У(ПК-6)), владение методами расчета электрических цепей постоянного и переменного тока; методами измерения электрических величин; единой системой конструкторской документации при чтении и выполнении схем и графиков, навыками использования вычислительной техники для схемотехнического моделирования и расчета электронных устройств (В(ОПК-1)), (В(ПК-6)) и оцениваются в 3 балла за задание.

Следующим этапом является перевод уровня освоения компетенций в оценку. Предлагаемый способ перевода состоит в том, что все обучающиеся должны освоить на выходе все компетенции как минимум на первом базовом уровне. Как упоминалось ранее это уровень «знать». Поэтому оценка «удовлетворительно» может быть выставлена обучающемуся, освоившему все компетенции на данном уровне.

Оценка «хорошо» может быть выставлена обучающемуся, освоившему все компетенции на уровне «знать», «уметь», «владеть», из них не менее половины на уровне выше чем «знать».

Оценка «отлично» может быть выставлена обучающемуся, освоившему все компетенции на уровне не менее чем «уметь», «владеть», из них не менее половины на уровне «владеть».

Таким образом, введение индикаторов достижения компетенций позволит сформулировать конкретные результаты обучения и способы их идентификации и различения, с тем, чтобы направлять и корректировать деятельность обучающегося в русле приобретаемых им компетенций, предоставлять ему информацию о прогрессе в изучении курса или дисциплины.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сафонова, Т.Н. Формирование фондов оценочных средств в условиях реализации компетентностно-ориентированной ООП ВПО / Т.Н.Сафонова // Труды 10-й Юбилейной международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» Сборник 10- Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2013. – С. 421 - 425

2. Байденко, В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения / В.И. Байденко – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов – 2006 – 112с.

3. Сафонова Т.Н. Конкретизация целей обучения для разработки оценочных средств /Т.Н. Сафонова// Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы региональной научно-практической Интернет конференции (18 декабря 2018г., г. Ливны) – Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2018. – С.18- 21.

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования | Добавил: Zurbiz (17.12.2019)
Просмотров: 715 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика