Воскресенье, 19.05.2024, 01:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы2 » 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

УДК 378.147

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Г.В. Никищенкова, преподаватель, канд.филол.наук,
ФСПО ПТИ им. Н. Н. Поликарпова,
ОГУ имени И.С. Тургенева, г.Орёл,
e-mail: gend-fspo@rambler.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается усиливающаяся дифференциация методов, приемов и содержания обучения английскому языку, в зависимости от целей и планируемых уровней владения языком, от особенностей контингента обучающихся, условий обучения и культуры.

Модернизация системы образования ориентирована, с одной стороны, на сохранение фундаментальности образования, а с другой стороны, на усиление его практической, деятельностной направленности.

Соответственно, технологии обучения будут направлены на формирование у будущего специалиста способностей осуществлять различного вида деятельности, причем, в процессе осуществления деятельности студент будет осваивать всё новые компетентности. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетентности.

На занятиях по иностранному языку речемышление обучаемых стимулируется в ситуациях речевого взаимодействия. Базисным принципом всех основных, освещенных в исследовании методик является принцип активной коммуникации, за основу в которой берутся ситуации различного характера (от социально-бытовых до проблемных). Ситуации эти реализуются через работу в группах (коллективная работа), но при этом все эти принципы являются одновременно личностно-ориентированными и эффективней всего реализуются в положительной психологической атмосфере, когда все чувствуют себя комфортно и находятся в атмосфере взаимопонимания и активного взаимодействия, делятся не только информацией, но и эмоциями. Ситуации, которые предлагаются студентам на занятиях, могут быть самыми разными. Например, экскурсия по учебному заведению, чаепитие, поступление в учебное заведение, защита дипломных проектов и т.д. Создание дополнительной мотивации обеспечивает повышенную заинтересованность обучаемых в процессе обучения. Также следует упомянуть то, что в современных методах большую роль играет самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

На основе проведенного анализа литературных источников можно выделить следующие тенденции развития методики обучения иностранного языка на современном этапе:

- дифференцированный подход (усиливающаяся дифференциация методов, приемов и содержания обучения, в зависимости от целей и планируемых уровней владения языком, от особенностей контингента обучающихся, условий обучения и культуры);

- устойчивые тенденции сокращения переводных методов;

- усиление роли взаимодействия и речевой активности учащихся;

- применение в обучении новых технических средств;

- интеграция элементов разных методов в современных системах обучения.

Общеизвестно, что контингент обучающихся в группе неоднороден. Есть студенты с различными умственными способностями, различными природными данными, разными интересами, поэтому одной из актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход в обучении. Дифференцированное обучение строится на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от способностей учащихся (память, речевой слух и т.д.) и уровня сформированности речевых навыков и умений. При разделении группы на подгруппы с целью выявления уровня учащихся можно провести тестирование или устный опрос по какой-либо теме. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на занятие; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные, контрольные работы, тесты; организация работы над ошибками.

Проблема ликвидации разрыва между так называемыми сильными, средними и слабыми учащимися может быть решена только во взаимосвязями с проблемой сочетания и правильного использования индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Во время фронтальной работы преподаватель устно излагает тексты разной трудности, то есть вначале он упрощает свой материал, а затем усложняет его; проводит учебную беседу, в ходе которой он побуждает учеников создать проблему и показать свои знания сверх программы; учитывает индивидуальные различия в ролевой игре, дискуссиях.

Групповая работа используется как средство активизации обучающихся. Во время беседы в маленькой группе обучающийся может высказать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.

Можно разделить обучающихся на несколько групп либо по интересам, либо по способностям. В этом случае группу условно делят на некоторое время, изменяя задания по мере развития учеников. Цель одна и та же для всех, но способы разные для каждой группы. Студенты первой группы, которые могут работать самостоятельно, получают задания для самостоятельной работы, содержащие элементы творчества. Можно предложить группам задания по выбору.

При индивидуальной самостоятельной работе студентам предлагаются учебные задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством. Сочетание этих форм способствует продвижению всех учащихся на более высокие уровни учебной деятельности.

 Необходимы специальные организационные приемы работы, которые преподаватель использует на уроке для того, чтобы обучать всех, создавая одновременно наиболее благоприятные условия для обучения каждого. Например, целенаправленное использование опор различного типа: смысловых, вербальных, иллюстративных, схематических; варьирование времени на подготовку ответа; использование дополнительного внепрограммного материала, альтернативные задания для добровольного выполнения.

Для яркого проявления личностных качеств каждого обучающегося очень продуктивна проектная методика обучения. Будущий специалист должен быть достаточно подготовлен для выполнения всех видов работ по информационному поиску и информационному обеспечению научных исследований, а также для самостоятельной работы с неадаптированным научным текстом любого уровня сложности. Использование метода проектов на уроках английского языка является необходимым условием для развития познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проект может раскрывать одну из актуальных проблем научной, политической, культурной, правовой, социальной жизни человека. Мы считаем допустимым и даже желательным гибкий подход к выбору тематики текстового материала, которая может определяться по согласованию с группой студентов. Примерная тематика проектов для студентов 1-4 курсов среднего профессионального образования может быть следующая: «На международной специализированной выставке (представление продукции, переговоры с потенциальными клиентами)», «Интервью корреспондента с работниками предприятия (представление, описание личных и профессиональных качеств)», «Биография известных ученых и изобретения Великобритании, Америки, России», «Типы предприятий», «Предприятие, на котором я бы хотел работать», «Робототехника», «Инструменты», «Автоматизированные технические системы», «Соблюдение техники безопасности на орловских предприятиях», «Переработка отходов», «Современные средства передачи информации», «Роль современных компьютерных технологий в промышленности», «Системы на базе электроники, механики и программирования», «Электропитание роботов», «Домашние роботы», «Моя специальность», «Вывод на рынок нового продукта: его описание, характеристики (спецификация), достоинства, процесс производства, инструкция по эксплуатации». Проектная работа включает не только сбор и обобщение информации по рассматриваемой теме, но и самостоятельное исследование, практическую часть, авторское видение проблемы. Результатом проектной деятельности может быть любая письменная работа, художественная творческая работа, материальный объект, макет, модель, отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. При разработке проекта чаще всего используется метод обучения в сотрудничестве. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов студентов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Каждый студент учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» студенты затрачивают одинаковые усилия для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Если оцениваются усилия студентов, которые они затрачивают в группе для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого студента с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колкова М.К. Модернизация процесса обучения иностранным языкам в рамках стратегии модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе // Обучение иностранным языкам (отв. ред. М.К. Колкова). - СПб. - КАРО, 2003. – 320 с.

2. Мильруд Р.П. Компетентность и иноязычное образование // Сборник научных статей Таганрогского государственного радиотехнического университета. Таганрог, 2004. - С. 65-79.

3. Эрданова С.А. Использование метода обучения в сотрудничестве на занятиях иностранного языка // Академия. – Том 1. – 2017. – №6 (21). – С. 72–73.

Категория: 1. Современные аспекты и проблемы профессионального образования | Добавил: Tupikin (13.12.2019)
Просмотров: 271 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика