Теория и практика воспитательной работы в профессиональной образовании в современных условиях
Научная статья
УДК 37.013
Основные понятия в теории воспитания
Абульфат Калвалы-оглы Джавадов
Мценский филиал ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», Мценск, Россия, abulfat@inbox.ru
Аннотация: в статье изложены основные понятия, которые используются в теории воспитания. Даны подробные определения каждого понятия, используемые в теории воспитания, а также краткие характеристики каждого из них.
Ключевые слова: воспитательный процесс, воспитательная ситуация, воспитательное воздействие, основные понятия, воспитательные отношения, воспитательное мероприятие, воспитательная деятельность.
Theory and practice of educational work in professional education
in modern conditions
Original article
Basic concepts in the theory of education
Abulfat Kalvaly-oglu Javadov
Mtsensk branch of FSBEI HE "Oryol State University named after I. S. Turgenev," Mtsensk, Russia, , abulfat@inbox.ru
Abstract.The article outlines the basic concepts that are used in the theory of education. Detailed definitions of each concept used in the theory of education are given, as well as brief characteristics of each of them.
Keywords: educational process, educational situation, educational impact, basic concepts, educational relations, educational event, educational activities
Введение
Существуют следующие основные понятия, которые используются в теории воспитания, где исследуются проблемы организации воспитательного процесса.
Воспитательный процесс–это процесс, в котором в соответствии с целями и задачами, совершается организованное воспитательное влияние, конечным своим результатом предусматривающее формирование личности [1].
Понятие «воспитательный процесс» идентично понятию «воспитание в узком смысле слова», так как предполагает сознательно организованные, преднамеренные действия воспитателя, направленные на развитие и формирование личности.
Другое понятие, так называемое воспитательная ситуация - «есть нечто большее, чем следующие друг за другом воспитательные мероприятии. Это состояние процесса воспитания в какие-то моменты педагогического взаимодействия воспитателя и воспитуемых в определенных отрезках времени в конкретных объективных и субъективных условиях. Она является фазой в ходе процесса воспитания и выполняет в нем специфическую функцию» [1,2].
Основная часть
В современной педагогике сложилось представление о воспитательном процессе «как взаимосвязанной цепи развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. В основе воспитательного процесса – развивающаяся воспитательная ситуация, где развивается и воспитывается и воспитанник, и сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанником».
Понятие воспитательное воздействие (влияние) это действия воспитателя,обусловливающие процесс развития и формирования личности воспитанника, содействующие его благоприятному осуществлению. Современный взгляд педагогов и психологов на понятие «воспитательное воздействие» исходит из следующего положения: в основе воспитательного воздействия взрослого лежит его взаимодействие с воспитанниками.
Современная педагогика исходит из того, «что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений».
Воспитательные отношения - «есть разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения». Воспитательные отношения – это обмен человеческим опытом, его передача, усвоение, использование. Педагогами выделяются отношения, в которые могут быть включены самые разнообразные средства: техника, искусство, природа и т.д. На основании этого проявляются различные типы воспитательных отношений: «человек – человек», «человек - книга – человек», «человек – природа– человек», «человек – техника – человек», «человек – искусство – человек» и т.д. [3]
Очень важным является вопрос о структуре воспитательных отношений. В нее могут входить два субъекта и объект. В качестве субъектов воспитательных отношений могут быть воспитатель и его воспитанник, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители. Такие отношения в педагогике называют субъект - субъектные отношения. Однако когда в общении между воспитанниками и воспитателями используются какие-либо материализованные средства – объекты (книга, природа и т.д.), то такие отношения принято называть субъект - объектными отношениями.
Воспитательная система (учебных заведений) –это единство системы дидактической и системы воспитательной работы, которая включает: «комплексвоспитательных целей; общность людей, их реализующих; их деятельность, направленную на реализацию целей; сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности; а также ту часть окружающей среды, которая освоена школой для реализации принятых целей».
Само понятие «система» предполагает взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность отдельных форм и методов воспитания в достижении поставленных целей. Это придает смысл и четкую направленность деятельности каждого педагога.
Воспитательное мероприятие, наверное, можно сказать, что это есть каждая отдельная форма воспитательной системы, например, беседа, турпоход, посещение театра, школьный праздник и т.д., однако, если в учебном заведении не создана воспитательная система, и воспитательный процесс представляет собой «серию» мероприятий, то трудно ожидать достижения поставленных целей. Современный взгляд на организацию воспитательного процесса предполагает, во- первых, создание воспитательной системы, во-вторых, перевод так называемой «педагогики мероприятий» на уровень «педагогики отношений.
Воспитательная деятельность - деятельность воспитателя по организации и реализации целей воспитательного процесса; осуществляется во взаимодействии воспитателя с воспитанниками (складываются воспитательные отношения) в целях их развития и формирования; проявляется в создании воспитательных ситуаций; выступает как элемент воспитательной системы.
Заключение
Таким образом, используемые основные понятия в теории воспитания, необходимы для организации воспитательного процесса в учебных заведениях.
Список источников
1. Гуревич П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич – Электрон. текстовые данные. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 320 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8121.html. – ЭБС «IPRbooks».
2. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для академического бакалавриата (Бакалавр. Академический курс) / И. П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 404 с. – ISBN 978-5-9916-7478-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/392399 (дата обращения: 17.11.2020).
3. Ситаров, В. А. Теория обучения. Теория и практика: учебник для бакалавров (Бакалавр. Академический курс) / В. А. Ситаров. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с. – ISBN 978-5-9916-3059-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/425332 (дата обращения: 17.11.2020).
References
1. Gurevich P. S. Psihologiya i pedagogika [Elektronnyj resurs]: uchebnik dlya studentov vuzov / P. S. Gurevich – Elektron. tekstovye dannye. – Moskva: YUNITI-DANA, 2012. – 320 c. – Rezhim dostupa: http://www.iprbookshop.ru/8121.html. – EBS «IPRbooks».
2. Podlasyj, I. P. Pedagogika v 2 t. Tom 1. Teoreticheskaya pedagogika v 2 knigah. Kniga 1: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata (Bakalavr. Akademicheskij kurs) / I. P. Podlasyj. – 2-e izd., pererab. i dop. – Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2016. – 404 s. – ISBN 978-5-9916-7478-2. – Tekst: elektronnyj // EBS YUrajt [sajt]. – URL: https://urait.ru/bcode/392399 (data obrashcheniya: 17.11.2020).
3. Sitarov, V. A. Teoriya obucheniya. Teoriya i praktika: uchebnik dlya bakalavrov (Bakalavr. Akademicheskij kurs) / V. A. Sitarov. – Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2019. – 447 s. – ISBN 978-5-9916-3059-7. – Tekst: elektronnyj // EBS YUrajt [sajt]. – URL: https://urait.ru/bcode/425332 (data obrashcheniya: 17.11.2020).
|