Понедельник, 20.05.2024, 05:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 7. Теория и практика воспитательной ра-боты в профессиональной образовании в современных условиях.

Организация воспитательной работы обучающихся в процессе освоения специальных дисциплин

Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях

Научная статья

УДК

Организация воспитательной работы обучающихся в процессе освоения специальных дисциплин

Татьяна Алексеевна Пучкова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева, Ливны, Россия

 

Аннотация. Образование - сложная комплексная система. Правильная организация образовательного и воспитательного процесса дает возможность повысить  уровень личностного развития молодого специалиста, формирование его духовных, нравственных, умственных, профессиональных, физических качеств.

Ключевые слова: учебный, воспитательный процесс, организация образовательного процесса, мотивация обучающегося, индивидуальные особенности обучающегося

 

Theory and practice of educational work in professional

education in modern conditions

Scientific article

 

Оrganization of educational work of students in the process 
of mastering special disciplines

 
Tatyana Alekseevna Puchkova 

Livensky branch of I.S. Turgenev OSU, Livny, Russia

 

Annotation. Education is a complex complex system. Proper organization of the educational and educational process makes it possible to increase the level of personal development of a young specialist, the formation of his spiritual, moral, mental, professional, physical qualities.

Keywords: educational, educational process, organization of the educational process, motivation of the student, individual characteristics of the student

 

Образование сегодня это сложная комплексная система. Задача профессионального образования, повысить уровень профессиональных компетенций будущих специалистов. Но специалист должен быть человеком многогранным  идущим к реализации своих талантов, чтобы в будущем поставить их на службу обществу. Поэтому знания и воспитание - это два крыла, без которых птица не полетит.[3]

Президент России Владимир Владимирович Путин считает воспитание первичным фактором полноценного развития человека. «Получить знания - это не просто, но это все-таки вторично, по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине».

Именно от правильной организации воспитательной работы воспитательной работы на выпускающих кафедрах, зависит уровень личностного развития молодого специалиста, формирование его духовных, нравственных, умственных, профессиональных, физических качеств. В образовательном процессе происходит взаимодействие между преподавателем, обучающимся, сокурсниками, мастерами производственного обучения. Происходит процесс диалога между двумя людьми, группой, диалог разных поколений, разных культур. Высококвалифицированный специалист должен уметь самореализоваться, самовыражаться, добиваться карьерного роста, уметь адаптироваться в рабочей среде, коллективе. Воспитательная работа и учебная должны быть одним из рычагов для достижения вышеперечисленных навыков.

Любой учебный и воспитательный процесс - это творчество, вариантность, поиск, быстрое принятие решения.

Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях имеет свои особенности. Мы продолжаем образовательный процесс на завершающем этапе формирования личности. Самый сложный этап, так как перед нами стоит задача выпустить квалифицированного, конкурентоспособного специалиста, современного сотрудника.

Поэтому профессиональные, личностные качества преподавателя играют  огромную роль в данной деятельности, его творческое восприятие любой из заданных проблем, умение восхищаться мыслительным процессом обучающегося, умение сопоставления теоретических знаний с практическими результатами и с собственным личным отношением к данному результату. В условиях современного мира мы должны быть на шаг впереди тех, кого мы воспитываем и учим.

Мы сами должны быть интересны нашим обучающимся, обладать глубокими знаниями, навыками в нашей деятельности. Преподаватель, обладающий духовным богатством, справедливостью, имеющий свои принципы, умеющий защитить интересы обучающихся и свои собственные интересы, всегда будет уважаем в коллективе и среди молодежи. Обучающиеся считают важным качеством наличие чувства юмора, умение не доводить ситуацию до конфликта, а оказывать педагогическую поддержку, участие в решении их проблем. Приоритетом для каждого преподавателя  должно быть, принятие каждого человека, уважение к нему как к личности.

Обучая профессии, проводя лекции, исследовательскую работу, открытые мероприятия на кафедре, экскурсии, организовывая практику на производстве мы постепенно учим обучающихся понимать, уважать, ценить свою профессию и человека труда, уметь общаться со специалистами, выражать грамотно свои мысли, правильно вести себя в трудовом коллективе, дисциплине.

На лекционных занятиях мы не только разбираем новый материал, но и воспитываем в обучающихся умение слушать преподавателя, сокурсника, выражать свои мысли, вести диалог на профессиональном языке.

Рисунок 1 - Практическое занятие по предмету «Метрология, стандартизация и сертификация»

Рисунок 2 - Победители научно – практической конференции секция «Технология машиностроения»

В научно-исследовательской деятельности у преподавателя есть возможность определить, направить, воспитать, подтвердить социальную значимость каждого участвующего в работе группы при решении коллективной задачи.

Во время исследовательской деятельности происходит  сотрудничество педагога и обучающихся, воспитание их в умении работать в коллективе. На   научно-практических конференциях, мы воспитываем в обучающихся умение грамотно преподнести слушателям, основные направления, идеи исследовательской работы [2].

На нашей кафедре инженерного образования мы часто проводим открытые мероприятия, такие как, «Практика по профилю специальности», «Конкурс профессионального мастерства по рабочей профессии токарь-универсал по критериям Worldskills Russia», олимпиада «Метрология, взаимозаменяемость и стандартизация».Привлекая ребят в рабочую группу, для организации мероприятия, выступления на нем, мы воспитываем в них чувство ответственности за порученную работу, умение работать в коллективе, уважению, дружбе, поддержки друг друга, уважению к наставникам. Большим подспорьем для нашей кафедры является тесная связь с промышленными предприятиями города. Мы ходим на экскурсии в различные подразделения и помимо профессиональной информации, воспитываем в обучающихся  навыки поведения на производстве, уважения к человеку труда(экскурсоводу-специалисту), уважение к рабочей профессии, людям умеющим созидать и являющимися гордостью не только города, но и всей нашей большой страны. Знакомим ребят с трудовыми династиями, людьми которые не одно поколение отдали себя заводу и служению на благо нашей Родины.

Производственная практика позволяет воспитывать в обучающихся умение трудиться, быть комуникабельным в трудовом коллективе, уважению к наставникам и старшим, культуре организации рабочего места, аккуратности, чистоте, соблюдению делового стиля в одежде.

Весь образовательный процесс направлен на воспитание, развитие личности каждого обучаемого. Педагогический процесс представлен во всём разнообразии приёмов и способов группового и индивидуального взаимодействия с личностью; здесь происходит превращение личности воспитанника в субъект самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования; регулирование взаимоотношений в системе «Личность-общество»[1].

 

Рисунок 3 - Экскурсия на предприятие АО «ГМС   Ливгидромаш»

Рисунок 4 - Конкурс профмастерства.

 

Таким образом, важной целью среднего профессионального образования в современных условиях является подготовка компетентного специалиста соответствующего уровня и профиля, способного к эффективной самостоятельной жизнедеятельности в изменяющихся социально-профессиональных условиях, к успешной адаптации к нормам и ценностям как социальной, так и профессиональной среды. 

Активная роль системы воспитательных ценностей обучающихся на кафедре инженерного образования проявляется в их мировоззрении через систему ценностно-смысловых ориентиров и установок, принципов и идеалов, взглядов и убеждений, отношений и критериев оценки окружающего мира, что в совокупности образует нормативно-регулятивный механизм их жизнедеятельности и профессиональной деятельности.  Воспитательный процесс на кафедре является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Он строится на основе гуманистической направленности воспитательной работы, на основе развития социальной и культурной компетентности личности.

 

 

Список источников

 

1.Кумратова Ж.Р. Воспитательная  работа как необходимое условие профессиональной подготовки современного специалиста СПО / Ж.Р. Кумратова, Г.С.Овсепян // Актуальные научные исследования в современном мире.- 2021.- № 12-7 (80). -С. 121-124.- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47721771

2.Зайнуллина, Ф.К. Научно- исследовательская деятельность и ее роль в образовательном процессе студентов / Ф.К. Зайнуллина // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE : сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции,Пенза, 08 января 2020 года. в 2 ч.. –Пенза : Наука и Просвещение, 2020.- С. 206-208. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41719259

3. Иванова Л.П. Практика наработки результативной воспитательной работы с группами ОВЗ в системе СПО / Л.П. Иванова  // В сб.: Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития. - Калуга, 2022. -С. 284-292. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48205137

 

 

References

 

1.Kumratova ZH.R. Vospitatel'naya  rabota kak neobhodimoe uslovie professional'noj podgotovki sovremennogo specialista SPO / ZH.R. Kumratova, G.S.Ovsepyan // Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire.- 2021.- № 12-7 (80). -S. 121-124.- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47721771

2.Zajnullina, F.K. Nauchno- issledovatel'skaya deyatel'nost' i ee rol' v obrazovatel'nom processe studentov / F.K. Zajnullina // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE : sbornik statej XVIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii,Penza, 08 yanvarya 2020 goda. v 2 ch.. –Penza : Nauka i Prosveshchenie, 2020.- S. 206-208. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41719259

3. Ivanova L.P. Praktika narabotki rezul'tativnoj vospitatel'noj raboty s gruppami OVZ v sisteme SPO / L.P. Ivanova  // V sb.: Sovremennye problemy professional'nogo obrazovaniya: tendencii i perspektivy razvitiya. - Kaluga, 2022. -S. 284-292. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48205137

 

 

 

Категория: 7. Теория и практика воспитательной ра-боты в профессиональной образовании в современных условиях. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 107 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика