Понедельник, 20.05.2024, 08:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 7. Теория и практика воспитательной ра-боты в профессиональной образовании в современных условиях.

Конфликт в молодёжной среде

Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях

Научная статья

УДК 316.62+159.923

 

Конфликт в молодёжной среде

 

Ильинова Елизавета Алексеевна

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орёл, Россия Liza.ilinova.80@mail.ru 

 

Аннотация. Рассматриваются вопросы регулирования отношений между молодым поколением. Развитие и подавление конфликтов, основанных на межличностных отношениях.

Ключевые слова: молодёжь, межгрупповой конфликт, дезадаптпция.

 

Theory and practice of educational work in professional education in modern conditions

Original article

 

Conflict in the youth environment

 

Ilinova Elizaveta Alekseevna

I.S.Turgenev Orel State University, Orel, Russia Liza.ilinova.80@mail.ru

 

Abstract.The issues of regulation of relations between the younger generation are considered. Development and suppression of conflicts based on interpersonal relationships.

Keywords: youth, intergroup conflict, maladaptation.

 

Введение

Человек является неотъемлемой частью общества и живёт в нём с помощью различных взаимоотношений между людьми. С рождения начинается процесс социализации, который не прекращается всю жизнь. Это актуальный процесс, от которого зависит реализация задатков и способностей индивида, формирования целостной личности. В большей степени этот процесс проходит в период молодости. Молодёжи свойственен поиск своего статуса и положения в обществе. Часто молодые люди могут находиться в конфликте не только с окружающими, но и старшими по возрасту людьми [1].

Кризисы в обществе являются одной из причин дезадаптированности российской молодёжи, особенно категории студентов, оторвавшихся от своих родных, не приспособленных к жизни из-за слабой поддержки государства, которое не может обеспечить достойный уровень развития общества в целом. В условиях современного общества темпы общественного развития становятся высокими, а имеющийся опыт у молодого поколения является недостаточным и мешающим к адаптации новых обстоятельств жизни. Становление социальной ответственной личности, обретение самостоятельности и независимости для молодых людей в условиях быстро меняющейся культуры  проходит через конфликт.

Основная часть

Конфликт- вид социального взаимодействия людей в обществе являет собой способ различных противоречий, возникающих на основе различных несовместимых интересов, взглядов, потребностей, ценностей [2]. Первостепенный конфликт молодёжи и социума вызван с одной стороны, т.к. имеется включение в уже существующую систему социальных связей и отношений, т.к. молодые люди пытаются претендовать на определённые позиции в уже сложившимся коллективе, социуме. С другой стороны, молодое поколение находится в тяжелом положении, т.к. на них лежит ответственность по сочетанию инноваций и традиций.

Все конфликты молодого поколения можно разделить на[3,4]:

  1. Межпоколенные – в их основе лежат конфликты ценностей между ими и взрослыми опытными людьми. В истории обществ – это самый распространённый конфликт. Преемственность поколений часто встречает препятствие в принятии традиций, культуры, норм поведения. Чем масштабнее перемены в обществе, тем больше будут различия между поколениями.
  2. Межгрупповые – это конфликты между молодёжными группами вследствие разделения функций формального лидерства. Современная молодёжь приукрашивает  представления о жизни. На этой основе формируются часто неконтролируемые группы. Конфликты возникают при попытке доказать свои,  как кажется молодым людям правила и позиции в обществе. 
  3. Межличностные - конфликты между индивидами, в основе которых лежат расхождения во взглядах, различные ценности. Данные конфликты определяются индивидуально-психологическим состоянием человека. Причинами  также могут послужить внутренние конфликты человека с самим собой, его дезадаптпция личности.
  4. Статусные молодежные конфликты, вызванные противоречием между правами и обязанностями молодежи. Как правила, это конфликты молодых людей, не обладающих статусом , который удовлетворял бы их личностные потребности, с социумом.
  5. Институциональные молодёжные конфликты, причину возникновения которых можно определит как отсутствие возможностей для удовлетворения запросов молодых людей. Они обусловлены противоречиями между традиционностью институтов, которые являются адаптивным механизмом направленным на поддержание стабильности в обществе, и инновациями, посредством которых происходят изменение и развитие общества.

Межличностные и социокультурные молодёжные конфликты, связанные с ожиданиями общества и готовностью молодёжи соответствовать этим ожиданиям. Такие конфликты возникают при получении молодыми людьми установок, отрицающих культуру большинства (различные субкультуры). Молодежная среда является разнородной по своим социально-демографическим характеристикам группой, нуждающейся в технологии управления конфликтами, которая учитывала бы особенности каждой из подгрупп общности. Различные типа конфликтов существуют в любом обществе, их нельзя предотвратить, но можно найти действенные способы их разрешения [1,4].

Явное внимание можно отвести субкультуре. Например музыкальное направление. В многочисленном количестве существующих музыкальных коллективов, молодое поколение выбирает себе особенно любимый музыкальный жанр. Социальный коллектив такой молодежи не приемлет иное направление в музыке, тем самым встречаясь с иным музыкальным направлением, вступает в конфликт с иной социальной группой. Таким образом, порождая не только предконфликтую ситуацию, и развивая конфликт в целом. Естественным разрешением которого будет так или иначе физическое столкновение, что явно является в современном обществе не чем иным как моветоном.

Технология  управления конфликтом включает в себя предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение и организацию посткофликтного взаимодействия. Предупреждение конфликтов это целый  комплекс профилактических мер, осуществляемых в предконфликтный период, для предотвращения возникновения конфликта. Этому способствуют исследования,  направленные на выявление причин конфликтов,  превентивная дипломатия, программы, повышающие социальную и конфликтологическую компетентность. Под стимулированием конфликтов понимают деятельность, направленную на провоцирование конфликта с целью активизации субъекта на решение проблемы,  проявление его инициативности.

Заключение

Разрешение конфликта обеспечивается прекращением конфликтного взаимодействия, решением проблемы и устранением причины,  вызывавшей конфликт. Организация посткофликтного взаимодействия необходима для нормализации отношений между конфликтантами после урегулирования конфликта, представляет собой разный комплекс мероприятий.

На современном этапе развития студенческой молодежи особое внимание следует уделять превентивной дипломатии, поскольку именно дипломатия является единственным действующим механизмом, без физического понуждения. А кто предупрежден, тот несомненно, вооружен.

 

 

Список источников

 

  1. Крайнова О.С. Управление  конфликтами в молодёжной среде как направление социальной работы / О.С. Крайнова Санкт-Петербургский государственный университет, 2019.
  2. Макс Вебер Основные социологические понятия Избранные произведение : пер.с нем / М.Вебер. - М.: Прогресс. - 2019.- с.808.
  3. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп./ Г.Е.  Зборовский. – М.: Гардарики, 2020.
  4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта чебное пособие для студентов ВУЗов, (изд. в рамках программы обновления гум. образования), 3-изд. доп и пер. / А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 317 с.

 

 

References

 

1.      Krajnova O.S. Upravlenie  konfliktami v molodyozhnoj srede kak napravlenie social'noj raboty / O.S. Krajnova Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet, 2019.

2.      Maks Veber Osnovnye sociologicheskie ponyatiya Izbrannye proizvedenie : per.s nem / M.Veber. - M.: Progress. - 2019.- s.808.

3.      Zborovskij G.E. Obshchaya sociologiya: Uchebnik. 3-e izd., ispr. i dop./ G.E.  Zborovskij. – M.: Gardariki, 2020.

4.      Zdravomyslov A.G. Sociologiya konflikta chebnoe posobie dlya studentov VUZov, (izd. v ramkah programmy obnovleniya gum. obrazovaniya), 3-izd. dop i per. / A.G. Zdravomyslov. - M.: Aspekt-Press, 1996. - 317 s.

Категория: 7. Теория и практика воспитательной ра-боты в профессиональной образовании в современных условиях. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика