Понедельник, 20.05.2024, 07:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 7. Теория и практика воспитательной ра-боты в профессиональной образовании в современных условиях.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в условиях современного вуза (из опыта работы)

Теория и практика воспитательной работы в профессиональном образовании в современных условиях

Научная статья

УДК37

 

Духовно-нравственное воспитание молодежи в условиях современного вуза (из опыта работы)

 

Елена Алексеевна Мацнева

ОГАПОУ Яковлевский педагогический колледж, Белгородская обл., Россия, aleks-elena07@rambler.ru

 

Аннотация. В данной работе излагается процесс организации воспитательной работы со студенческой  молодежью  во взаимодействии с православными священнослужителями направленной на формирование смысловой сферы посредством сообщения духовно-нравственных и базовых ценностей. 

Ключевые слова: образование, воспитание, семейные ценности, здоровье, нравственность.

 

Theory and practice of educational work in vocational education

in modern conditions

Original article

 

Spiritual and moral education of youth in modern conditions

 

Elena Alekseevna Matsneva

OGAPOU Yakovlevsky Pedagogical College, Belgorod region, Russia,

aleks-elena07@rambler.ru

 

Abstract. This paper describes the process of organizing educational work with student youth in cooperation with Orthodox clergy aimed at the formation of a semantic sphere through the communication of spiritual, moral and basic values.

Keywords: education, upbringing, family values, health, morality

 

Введение

21 век буквально обрушился на многие социальные скрепы общества. Не обошла нравственная катастрофа и институт семьи. Уже в 20-м веке основная «ячейка общества» стала испытывать серьезные испытания на выживаемость. Практически ушла в прошлое многодетная и многопоколенная семья. Век сегодняшний можно уже причислить к времени отрицания важности и необходимости семьи как таковой. Повсеместно распространилось мнение, что «гражданский» или «пробный» брак необходимое и нормальное явление. Но и зарегистрированные браки, согласно современной статистике, долго не живут и более 70% современных браков заканчиваются разводами. Практически нормой стало такое явление как неполная семья, в которой ребенок воспитывается только одним из родителей. Все эти критические процессы вносят свои коррективы в воспитательную работу педагога.

Основная часть

В данной работе предпринимается попытка обобщения педагогического опыта построения диалога со студенческим сообществом по вопросам ценностных ориентиров и осознанного выбора жизненного пути с опорой на традиционные семейные ценности.  Работа проводилась со студентами Ливенского филиала ОГУ имени И.С. Тургенева.

В 2018 году студенты филиала впервые приняли участие в Региональном этапе Международных образовательных Рождественских чтений на тему «Молодежь: свобода и ответственность». В ходе чтений состоялось знакомство с руководителем епархиального молодежного отдела иереем Виталием Вихровым, обсуждены планы и возможности по дальнейшему сотрудничество.

Совместно с руководителем отдела по СВ и ВР Бессарабовой Мариной Александровной подготовлены и проведены ряд встреч с участием  священнослужителей, психологов, медиков. Общая линия всех обсуждений – традиционные семейные ценности.

В 2019-м году было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты и выпускники вуза в возрасте от 17 до 24 лет.  Среди всех опрошенных только 24% признали себя готовыми к самостоятельной семейной жизни. Относительно возраста вступления в брак, мнения распределились следующим образом:

  • 56% назвали оптимальным возрастной интервал от 20 до 25 лет;
  • 36% определили возрастной интервал от 25 до 30 лет;
  • 8% назвали оптимальным возраст старше 30.

Исходя из того, что 80% опрошенных являлись совершеннолетними, можно заключить, что в ближайшие 3-5 лет теоретически они рассматривают возможность вступления в брак. Однако на данный момент, как показал опрос, 76% респондентов считали себя не готовыми к началу семейной жизни.

Относительно устойчивости брака респондентам предлагался выбор из нескольких вариантов или написать свой ответ. 88% указали, что устойчивым может только быть брак, созданный по любви, при этом 4% написали, что любви не существует.  Вариант «по расчету» или «по воле родителей» не выбрал никто. Относительно юридической формы брака 42% респондентов за официально зарегистрированный брак, а 33% за «свободные отношения».

Также интересным фактом, полученным в данном опроса, был результат ответа на вопрос о принципах построения своей будущей семьи. Только четверть опрашиваемых признали, что образцом для подражания будет являться семья родителей, 68% указали, что многое придется изменить, и пример собственных родителей никак не вдохновляет. 84% согласились с тем, что их сегодняшнее поведение влияет на характер и здоровье их будущих детей.

Исходя из результатов опроса были намечены направления воспитательной работы со студентами. Поскольку для большинства опрошенных семейные отношения родителей не являются образцом, что подтверждается и социальным статусом семей, то решено было найти как таковой образец. На первую встречу со студентами в феврале 2019 года был приглашен выпускник нашего филиала, ныне священник кафедрального собора города Ливны, многодетный отец Иоанн Кузьмин.  Тема встречи «Роль  отца в семье». Отец Иоанн на доступных примерах рассказал о том, кто в семье должен быть главным, как правильно строить взаимоотношения в семье, ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Следующая встреча, состоявшаяся в декабре 2019 года, была посвящена развитию темы как влияет сегодняшнее поведение подростков на здоровье будущих их детей. На встречу был приглашен руководитель социального отдела Ливенской епархии протоиерей Алексей Ткачук и клинический (медицинский) психолог Аверкиева Елена Жоржовна. В равзговоре поднимались вопросы нравственного и духовного воспитания, здоровья сбережения. Кроме того, встречу сопровождала выставка «Человеческий потенциал», реализуемая в рамках проекта "Первая помощь". Главная задача проекта - повышение грамотности будущих родителей и молодежи в вопросах репродуктивного здоровья, формирование традиционных семейных ценностей.

В планы на 2020 год вмешалась пандемия. В 2021-м и 2022 году было решено расшить список изучаемых вопросов. От вопросов сохранения жизни и здоровья перешли к глобальным вопросам современности – проблемам биоэтики. 26 марта 2021 года состоялся семинар в рамках научно-практической конференции «Неделя науки. Ливны 2021». Единая тема семинара «Проблемы биоэтики». Свои выступления подготовили студенты 1,2, 3 курсов. На семинаре рассматривались вопросы сохранения жизни человека до рождения, репродуктивные технологии и их влияние на здоровье, этические проблемы трансплантологии и эвтаназии. Каждый докладчик в интерактивном режиме обсуждал самые острые моменты своей темы с залом. Зрители по итогам выступлений выбрали победителей, которым были вручены памятные дипломы трех степеней. Самыми убедительными оказались студентки 2 курса  Бухтоярова Юлия и Андрусевич Алина с обсуждаемой темой об искусственном прерывании беременности.

В 2022-м году данный эксперимент был продолжен. На семинар с тематикой «Защита традиционных ценностей» прошел с участием руководителя епархиального молодежного отдела иерея Виталия Вихрова. Разбирались актуальные нравственные и духовные вопросы, определялись и корректировались ценностные ориентиры. В этот раз уже был другой состав докладчиков.  Зрители прошлого семинара взяли на себя инициативу поведать о проблемах сохранения традиционной семьи, и нравственном выборе в вопросах современной медицины сохранения жизни и репродуктивных технологий. Встреча стала для всех полезной и интересной.

Заключение

Выражаю уверенность, что движение, начатое 4 года назад, имеет свое логическое продолжение. Тем более, что некоторые обсуждаемые на этих встречах вопросы получили поддержку на самом высоком уровне в современной России и признаны приоритетными и жизненно важными.

Категория: 7. Теория и практика воспитательной ра-боты в профессиональной образовании в современных условиях. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 94 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика