Четверг, 09.05.2024, 10:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 6. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися.

Профессиональная ориентация будущих абитуриентов в процессе обучения в кружке радиотехнической направленности

Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися

Научная статья

УДК 37.048.4; 621.3.049

 

Профессиональная ориентация будущих абитуриентов в процессе обучения в кружке радиотехнической направленности

 

Андрей Александрович Муравьев1, Ольга Андреевна Грачева2, Валерия Юрьевна Иваненкова2, Никита Алексеевич Ефимов2

1,2Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орёл, Россия

1andrei-20101@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос профессиональной ориентации учащихся старших классов, посредством обучения в радиокружке, влияющего на выбор профессии для будущего обучения в университете. Уделено внимание важности занятий в радиокружке, приобщающих будущих абитуриентов к проектно-конструкторской, научно-технической и экспериментально-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, радиокружок, будущий абитуриент, электроника, кружковая деятельность

 

 

Experience and prospects of career guidance work with students

Original article

 

Professional orientation of applicants' expectations in the process of studying in a circle of radio engineering orientation

 

Andrey Aleksandrovich Muravyev1, Olga Andreevna Gracheva2, Valeria Yurievna Ivanenkova2, Nikita Alekseevich Efimov 2

1,2Oryol State University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia

1andrei-20101@yandex.ru

 

 

Abstract. The article discusses the issue of vocational guidance of senior students through training in the radio circle, which affects the choice of profession for future studies at the university. Attention is paid to the importance of classes in the radio circle, introducing future applicants to design, scientific and technical and experimental research activities.

Keywords: vocational guidance, radio circle, future applicant, electronics, hobby group activity

 

Введение

На сегодняшний день одним из насущных вопросов является выбор школьниками будущих конкурентоспособных профессий с учетом текущей обстановки в стране.  В промышленной области наша страна сильно нуждается в высококвалифицированных кадрах. Одним из методов решения данной проблемы является проведение мероприятий, направленных на увеличение привлекательности данного направления в учебной сфере страны. При этом учащийся получает некоторый уровень подготовки в этой деятельности и приобретает навыки полезные для будущего обучения.

Основная часть

Одним из способов освоения профессиональных компетенций будущих абитуриентов, поступающих в ВУЗы на направления подготовки 11.03.01 «Радиотехника» и 11.03.03 «Конструирование и технология электронных средств», являются занятия в кружках радиотехнической направленности.

В процессе занятий в радиокружке ученики приобщаются к проектно-конструкторской, научно-технической и экспериментальной деятельности. Всестороннее обучение учащихся в рамках выбранного направления способствует расширению кругозора, развитию технического мышления школьников, что  свою очередь влияет на формирование личностных качеств, компетенций необходимых для самореализации в выбранной профессиональной деятельности.

Работа кружка радиотехнической направленности основана на передаче школьникам базовых знаний и практических навыков в сфере радиоэлектроники.  В процессе обучения формируется теоретическая база в области радиоэлектронных компонентов, материалов, инструментов и приборов [1].

При выполнении поставленных задач каждый ученик имеет необходимые материалы и радиокомпоненты для проектирования и сбора нужных радиоэлектронных устройств, включая также требующийся объем знаний. Итоговые устройства могут иметь низкое качество изготовления, но его перекрывает обучение учащегося в процессе сборки полезными навыками и знаниями в области радиоэлектроники. Примером такого устройства является симметричный мультивибратор, который является базовой частью для генерирующего сигналы устройства  (рис. 1, а, б).

В радиокружке будущие студенты обучаются основам монтажа радиоэлектронных компонентов, электроники и схемотехники, а также технологии производства печатных плат.

Прежде всего, работа радиокружка ориентирована на учащихся, которые обладают творческим мышлением, стремятся к изучению  современных достижений науки и техники, и к реализации навыков, необходимых для освоения будущей профессии.

Рисунок 1 – Симметричный мультивибратор: а) схема электрическая принципиальная [2]; б) собранные устройства учениками «Школы электроники».  

 

Следует отметить, что для воплощения творческих способностей школьников на базе кружка радиотехнической направленности проводятся различные технико-творческие конкурсы, дающие возможность проявить себя индивидуально или в составе команды. Причем школьнику разрешается самостоятельно выбирать объект предстоящей проектной работы. Подобные мероприятия развивают профессионально-техническую ориентацию учащихся и способствуют повышению конкурентоспособных навыков.

Продемонстрировать свои творческие учащиеся могут с помощью технико-творческим конкурсам, которые проводятся на базах радиокружков. В связи с тем, что у занимающихся есть возможность работать над задачами в коллективе, они могут достигать больших результатов в конкурсах. Будущие студенты могут сами обозначить тип электронного устройства, которые они будут собрать. Результатом данных конкурсов становится улучшение профессиональных навыков и представлений в сфере радиоэлектроники.

Работа кружка радиотехнической направленности открывает широкие возможности воспитательного воздействия на учащихся. Этому способствуют многие особенности кружковой работы. Выделим наиболее важные:

- влияние работы в кружке на выбор будущей профессии;

- возможность удовлетворения интереса и реализации способностей учащихся в области техники;

- значительная доля самостоятельности и творческой деятельности в работе школьников;

- гармоничное сочетание умственного и физического труда;

- практическая направленность работы учащихся;

- коллективность труда.

В ФГБОУ ВО «ОГУ имени и. С. Тургенева» реализован проект «Школа будущих профессий», приоритетной задачей которого является формирование у школьников базовых навыков, необходимых для освоения востребованных в будущем профессий. Несмотря на широкий охват специальностей, особое место занимают те школы, которые имеют техническое направление. «Школа электроники» базируется в Институте приборостроения, автоматизации и информационных технологий на Кафедре электроники, радиотехники и систем связи. Стоит отметить, что данная кафедра готовит инженеров, навыки и умения которых востребованы в области электронной промышленности [2].

Ведущей формой обучения в радиокружке является практическое занятие. Каждое занятие рассчитано на 2 академических часа. Учащиеся работают в парах или группах по 3-4 человека и индивидуально. Школьники самостоятельно пробуют моделировать, конструировать радиоэлектронные компоненты и устройства, при необходимости обращаясь к преподавателю. Задания подобраны так, чтобы они, являясь простыми с инженерной точки зрения, вместе с тем ставили перед учащимися задачи по совершенствованию и модернизации изучаемых устройств. Расширение технологических решений позволяет развивать творческий подход и формировать аналитический склад ума.

Работа кружка радиотехнической направленности дает возможность удовлетворить различные способности и наклонности учащихся. Разнообразие устройств, конструируемых в кружке, их различный уровень сложности и трудоемкости, необходимость различных теоретических и практических знаний, позволяет  путем подбора тем занятий удовлетворить интересы всех членов кружка, независимо от уровня их знаний и способностей.

Занятия в радиокружке проходят в форме практических так и теоретических занятий, на одно занятие отводится 2 академических часа. Учащиеся разделены на группы по 3-4 человека, либо работают индивидуально. В процессе практического занятия будущие абитуриенты занимаются конструированием и моделированием радиоэлектронных устройств [3].

Работа в радиокружке строится на принципах доступности, добровольности, инициативности. Результат освоения программы зависит от того насколько школьник овладел основными этапами производственного процесса такими, как: проектирование, моделирование, макетирование, разводка печатной платы, перенос защитного слоя на рабочую поверхность, травление, сверление, металлизация, обслуживание, установка и пайка электронных компонентов.

Заключение

Таким образом, кружок радиотехнической направленности можно рассматривать как одну из оптимальных форм работы по формированию профессионально-технической ориентации школьников. Включение учащихся в различные виды творческой деятельности позволяет приобщить будущих студентов к проектно-конструкторской, научно-технической и экспериментально-исследовательской деятельности.

Обучение в радиокружке способствует систематизации и актуализации имеющихся теоретических знаний учеников, подготовке будущих студентов к практическому конструированию технических устройств,  приобретению опыта самостоятельной исследовательской работы, а так же побуждает выбирать технические специальности, востребованные в области электронной промышленности.

 

Cписок источников

 

1. Мацкевич, В. В. Занимательная радиоэлектроника в пионерлагере / В.В. Мацкевич. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1986 – 141с.

2. Рязанцев, П.Н. Профессиональная ориентация школьников в процессе обучения основам электроники / П.Н. Рязанцев, А.А. Муравьев, Н.С. Маркова, О.А. Грачева  // Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции (18 декабря 2018г., г. Ливны). – Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2019. - С. 169-172.

3.  Васильева, Л. Н. Развитие профессионально-технической ориентации учащихся старших классов / Л. Н. Васильева, С. Г.Чумаров // Педагогика. - 2017. - № 4. - С.122-125

 

 

References

 

1. Mackevich, V. V. Zanimatel'naya radioelektronika v pionerlagere / V.V. Mackevich. – M.: Izd-vo DOSAAF, 1986 – 141 s.

2. Ryazancev, P.N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov v processe obucheniya osnovam elektroniki / P.N. Ryazancev, A.A. Murav'ev, N.S. Markova, O.A. Gracheva  // Professional'noe obrazovanie: aktual'nye problemy i puti ih resheniya: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii (18 dekabrya 2018g., g. Livny). – Oryol: OGU imeni I.S. Turgeneva, 2019. - S.169-172.

3.  Vasil'eva, L. N. Razvitie professional'no-tekhnicheskoj orientacii uchashchihsya starshih klassov / L. N. Vasil'eva, S. G. CHumarov // Pedagogika. - 2017. - № 4. - S.122-125

Категория: 6. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися. | Добавил: Zurbiz (21.12.2022)
Просмотров: 99 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика