Понедельник, 20.05.2024, 07:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 6. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися.

Элективные курсы, как перспективы развития профориентационной работы

Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися

Научно-теоретическая статья

УДК 37.047:371

 

Элективные курсы, как перспективы развития

профориентационной работы

 

Наталия Александровна Конина

Мценский филиал Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, Мценск, Россия, conina.natalja2011@ya.ru

 

Аннотация. В статье была поставлена задача рассмотреть элективные курсы, их роль в развитии профориентационной работы. Приводятся цели, задачи и функции элективных курсов, способствующие развитию профориентационной работы с обучающимися школ.

Ключевые слова: система обучения, предпрофильное обучение, профильное обучение, элективный курс, профориентация.

 

Experience and prospects of career guidance work with students

Scientific and theoretical article

 

Elective courses are a prospect for the development of career guidance work

 

Natalia Aleksandrovna Konina

Mtsensk Branch of Orel state university namen after I.S. Turgenev, Mtsensk, Russia, conina.natalja2011@ya.ru

 

Abstract. In the article, the task was set to consider elective courses, their role in the development of career guidance. We present the goals, objectives and functions of elective courses that contribute to the development of career guidance work with school students.

Keywords: training system, pre-profile training, profile training, elective course, career guidance.

 

Введение

В становлении личности важную роль играет фактор профессионального самопределения учащихся.

В предпрофильных классах появляется пространство с целью самоопределения учеников и выбора ими профиля. Нужно готовить школьников к построению собственного образовательно-профессионального маршрута, и делать это в рамках основных образовательных программ. Необходимо учить самостоятельно совершать жизненно важные выборы, а не требовать назвать конкретную профессию. Сосредотачиваться не на конкретной профессии, а на сфере профессиональной самореализации, на индивидуальной конфигурации профессиональных компетенций и квалификаций [1].

Основная часть

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о том, что труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость) входят в систему базовых национальных ценностей современного национального воспитательного идеала. Поэтому одно из важнейших направлений деятельности классного руководителя — профориентационная работа с учащимися. Особенно актуально она звучит в контексте работы с обучающимися общеобразовательного 9 класса — речь идет о школьниках, 99 % которых собираются покинуть образовательную организацию после получения основного общего образования [1].

Сам ученик должен верно оценить свои собственные возможности: уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и главное — свои способности и склонности.

Необходимо готовить школьников к построению собственного образовательно-профессионального маршрута, и делать это в рамках основных образовательных программ. Надо учить самостоятельно совершать жизненно важные выборы, а не требовать назвать конкретную профессию.

Цель элективных курсов формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и с учетом требований рынка труда, оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности [1].

Элективные направления имеют важную значимость в концепции предпрофильного и профильного преподавания школы. Элективные курсы «компенсируют» узкие возможности базисных и профильных курсов в удовлетворение различных образовательных потребностей подростков.

Предпрофильная и профильная дифференциация в организационном аспекте подразумевает объединение учеников в профильные группы, где присутствуют индивидуальные образовательные программы преподавания.

Предпрофильное обучение – это процедура включения учеников в интенсивную познавательную и экспериментальную деятельность, что содействует формированию их креативных возможностей [2].

Для достижения поставленных целей, необходимо рассмотреть критерии отбора содержания элективного курса, которые направлены на комплексное решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, учитывая при этом психофизиологические и возрастные особенности школьников.

Ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся и развивающим навыки самостоятельной работы. С этой целью в программу должны быть включены различные практикумы [3].

Для контроля уровня достижения учащихся можно использовать такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, анализ творческих, исследовательских работ, результатов  выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений, прежде всего, как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности, как учащихся, так и учителя.

Заключение

Элективные курсы играют важную роль в концепции предпрофильного и профильного преподавания т.к. связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных потребностей и предрасположенностей любого ученика. Элективные курсы по выбору могут помочь расширить представление учащегося о разных понятиях по выбранному предмету, они дают возможность совершить самостоятельный выбор направления содержания собственного образования в зависимости от увлечений и возможностей, что, способствует правильному выбору дальнейшей профессиональной деятельности.

 

 

Список источников

 

1. Кретова, С. Б. Элективный курс «Перспектива» как разработка каждым учащимся 9-го класса индивидуальной образовательной траектории и пошагового вхождения в первую профессию / С. Б. Кретова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78949/ (дата обращения: 07.12.2022).

2 Мамонтова Т.С. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников / Т.С. Мамонтова, Е.В. Ермакова, И.Ф. Кашлач // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки», 2016. т.8. №1. С.34-43

3. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.

 

 

References

 

1. Kretova, S. B. Elektivnyj kurs «Perspektiva» kak razrabotka kazhdym uchashchimsya 9-go klassa individual'noj obrazovatel'noj traektorii i poshagovogo vhozhdeniya v pervuyu professiyu / S. B. Kretova. — Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2021. — № 10 (352). — S. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78949/ (data obrashcheniya: 07.12.2022).

2 Mamontova T.S. Organizaciya predprofil'noj i profil'noj podgotovki starsheklassnikov / T.S. Mamontova, E.V. Ermakova, I.F. Kashlach // Vestnik YUUrGU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki», 2016. t.8. №1. S.34-43

3. Elektivnye kursy v profil'nom obuchenii: Obrazovatel'naya oblast' «Informatika» / Ministerstvo obrazovaniya RF – Nacional'nyj fond podgotovki kadrov. – M.: Vita-Press, 2004. – 112 s.

Категория: 6. Опыт и перспективы профориентационной работы с учащимися. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика