Понедельник, 20.05.2024, 09:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 5. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС.

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС

Научно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте

требований ФГОС

Обзорная статья

УДК 37.01

 

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС

 

Людмила Юрьевна Гаврилова

Ливенский филиал ОГУ им. И.С. Тургенева», Ливны, Россия, lytasik@mail.ru

 

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика научно-исследовательской деятельности, её направленность на принципиально новый образовательный результат, обозначены содержательные и технологические линии исследовательской работы обучающихся, подходы к системе оценки результатов исследования.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, научное исследование, проектная деятельность, этапы, структура деятельности.

 

Research activities of students in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard

Review article

 

Project and research activities of students in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard

 

Lyudmila Yurievna Gavrilova

Livensky branch of I.S. Turgenev OSU, Livny, Russia, lytasik@mail.ru

 

Abstract. This article examines the specifics of research activity, its focus on a fundamentally new educational result, outlines the content and technological lines of research work of students, approaches to the system of evaluation of research results.

Keywords: educational and research activities, scientific research, project activities, stages, structure of activities.

 

Требованием современного этапа развития образования является вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, поскольку необходимо формировать независимое мышление, анализ, извлечение и применение знаний, планирование действий, выдвижение гипотез, способности к сотрудничеству. Научить проводить самоанализ и самооценку.

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают несколько личностных, предметных и метапредметных требований к образовательным результатам, определяемым в итоге: междисциплинарные концепции; универсальные учебные действия, разделенные на регулятивные, когнитивные и коммуникативные; владение образовательными исследованиями, проектами и социальной деятельностью.

Организационная форма учебного плана - преподавание и исследовательская деятельность - понимается студентами на самостоятельных познавательных курсах для самостоятельного освоения способов решения проблем. Педагог - это организатор и человек, который направляет решения творческой и исследовательской работы.

Субъективно получение новых знаний для обучающегося является результатом учебной и исследовательской деятельности. Процесс освоения новых знаний-научное исследование - это один из видов познавательной деятельности, характеризующийся точностью, новизной, объективностью, теоретической важностью и обоснованностью.

Особое внимание следует уделить организации самостоятельной проектной и исследовательской деятельности обучающихся, являющейся важной частью воспитательных мероприятий. Задача преподавателя состоит в том, чтобы побудить студентов к выполнению индивидуальных или групповых образовательных проектов, отдавая приоритет исследовательским проектам с экспериментальными компонентами.

Исследовательская работа обучающихся может быть представлена как самостоятельное исследование, творческая работа, содержание и объем которой выходят за рамки учебной программы. Критерием успешности исследовательской деятельности будет:

1. Положительная мотивация для участия в различных видах исследовательской деятельности;

2. Успешное участие в олимпиадах, в том числе дистанционных олимпиадах;

3. Качество публичных выступлений с защитой проектов и исследовательской работы. Существует несколько шагов к ознакомлению студентов с исследовательской деятельностью.

Перспективной формой внеклассной деятельности является организация семинаров или реализация проектов в рамках непрерывного образования "школа–филиал", с участием преподавателей в качестве супервайзеров, консультантов или рецензентов работ обучающихся.

В ходе работы педагог организует отражение опыта познавательной деятельности с целью информирования учащихся о путях работы над проблемой, методах работы с источниками знаний.

На первом этапе исследовательской деятельности обучающиеся ищут информацию и возможные решения проблемы, поставленной преподавателем. Методы исследования, используемые в изучаемой науке, также являются предметом изучения. На этом этапе воспитательная функция является основной. В ходе исследовательской деятельности обучающиеся занимаются изучением приемов работы с литературой, которые необходимо освоить для внедрения в исследовательскую работу (метод ведения заметок, цитирования, написания рефератов, работы с библиографией, приемами обобщения, анализа, обобщения, сравнения и др.).

На втором этапе приобщения обучающихся к исследовательской деятельности они самостоятельно находят и формулируют проблему, подбирают подходящие методы решения исследовательских задач, составляют план работы, проводят научные исследования.

На этом этапе формируются навыки самостоятельного планирования и организации своего исследования. Обучающиеся получают опыт постановки задачи и поиска ответов на поставленные самостоятельно вопросы. Предметом усвоения становятся также умения и навыки, связанные с логическими методами научного исследования: наблюдением, анализом, синтезом, аналогией и др.

Результаты исследований оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на местных, региональных, российских и международных конференциях. Наряду с материальными образовательными результатами (предметные знания, навыки, конкретные решения проблем и т. д.), особым результатом такой организации учебного процесса является рефлексивно значимый опыт исследовательской деятельности.

Проектная деятельность учащихся - это совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, методы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследований в научной сфере.

Общей чертой проектной и исследовательской деятельности является то, что ее цели и задачи имеют особую практическую ценность.

Структура проектной и исследовательской деятельности:

- анализ актуальности текущего проекта или исследования,

- цель,

- постановка задач для решения

- выбор средств и методов, соответствующих поставленным целям,

- планирование, компетентность в области исследований,

- творческая активность и высокая мотивация обучающихся,

- исследование,

- запись результатов работ по плану.

Требования, которые должны быть выполнены в учебно-исследовательской работе обучающихся - это постановка задач, формулировка гипотез, описание инструментов и положений исследования, проведение самого исследования, интерпретация полученных результатов.

Для исследований в областях естествознания, науки и техники, социальной и экономической желательно использовать элементы математического моделирования, в том числе с использованием компьютерных программ.

Работа обучающихся предусматривает, что проекты и исследования являются инструментами междисциплинарного характера, необходимыми для развития социальной жизни и культуры, проекты реализуются одним или группой студентов, которые самостоятельно формулируют проектные идеи, ставят цели, объясняют необходимые ресурсы, определяют параметры и критерии успеха проекта.

Интеллектуальное и личностное развитие, рост компетенций в выбранной для исследования области, формирование способности к сотрудничеству и самостоятельной работе в командах, понимание характера исследовательской работы - это результат данного вида деятельности.

Метод проектно-исследовательской деятельности предполагает модель взаимного сотрудничества в системе "студент-преподаватель-группа", и участие в этом виде деятельности дает обучающимся возможность выразить свои идеи и проявить свой творческий потенциал в удобной форме.

Проектная деятельность, осуществляемая в соответствии с образовательными целями и социальным дизайном, вносит значительный вклад в совершенствование учебной программы и влияет на общий культурный уровень обучащихся.

 

Список источников

 

1. Исследовательская деятельность обучающихся в контексте задач ФГОС ОО. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2014/55258.htm (дата обращения: 05.12.2023)

2. Исследовательская деятельность обучающихся. Режим доступа: https://infourok.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov-v-kontekste-trebovanij-fgos-6159063.html (дата обращения: 04.12.2023)

 

 

References

 

1. Issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayushchihsya v kontekste zadach FGOS OO. Rezhim dostupa: https://e-koncept.ru/2014/55258.htm (data obrashcheniya: 05.12.2023)

2. Issledovatel'skaya deyatel'nost' obuchayushchihsya. Rezhim dostupa: https://infourok.ru/proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov-v-kontekste-trebovanij-fgos-6159063.html (data obrashcheniya: 04.12.2023)

 

 

 

 

Категория: 5. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 109 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика