Понедельник, 20.05.2024, 07:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Ливенский филиал
ОГУ им. И.С. Тургенева

Меню сайта

Материалы конференций

Главная » Статьи » Профессиональное образование: актуальные проблемы5 » 5. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС.

Научно-исследовательская деятельность студентов в рамках изучения математики

Научно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС

Научная статья

УДК62.5

 

Научно-исследовательская деятельность студентов в рамках изучения математики

 

Вера Ивановна Брусова

Ливенский филиал ОГУ имени И.С. Тургенева, Ливны, Россия

v.brusova@jandex.ru

 

Аннотация. Рассматриваются вопросы организации научно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики.

Ключевые слова: математика, научно-исследовательская деятельность

 

Research activities of students in the context of the requirements of the Federal State Educational Standard

Original articl

 

Research activities of students in the framework of the study of mathematics

 

Vera Ivanovna  Brusova

Livensky branch of OSU named after I. S. Turgenev, Livny, Russia, brusova@jandex.ru

 

Abstract. The issues of the organization of research activities of students in the study of mathematics are considered.

Keywords: mathematics, research activities

 

Введение

В основе ФГОС  лежит компетентностный подход к образованию,  который акцентирован на результатах образования, выраженных в форме компетенций. При таком подходе образовательный процесс становится исследовательским и практико-ориентированным, где в качестве цели и результата выступают компетенции. Исследовательская компетентность представлена как составная часть профессиональной компетентности, а также часть общекультурных компетенций ориентирована на научно-исследовательскую составляющую. Значимость научно-исследовательской деятельности студентов меняет организацию учебного процесса.

Основная часть

В процессе формирования культуры научного исследования можно условно выделить три основных этапа:

1 Подготовительный - студенты учатся осознанию проблемы, формировать задачи исследования, самостоятельно работать с научной литературой; выступают с докладами на занятиях, пишут рефераты по отдельным дисциплинам.

2 Опытно – диагностический - студенты получают знания в области методологии научного исследования, учатся моделировать познавательные и профессиональные задачи, анализировать полученные результаты. На данном этапе студенты пишут курсовые работы, демонстрируют относительно законченные результаты своей научно – исследовательской деятельности, выступают на научно – практических конференциях, вырабатывая творческое отношение к изучению учебных дисциплин.

3 Завершающий - практическая реализация задач исследования профессиональной деятельности, анализ полученных результатов, выводы, рекомендации [1].

Элементы исследовательской деятельности студентов должны вводиться постепенно, усложняясь от курса к курсу:

1 Элементы исследований в работе студентов в рамках учебного занятия: изучение дополнительной литературы, составление планов докладов, рефератов с последующим выступлением перед аудиторией

2 Самостоятельная работа студентов по отдельным разделам учебного материала.

3 Введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ, во время которых усваивают и закрепляют теоретические методы исследования, приобретают навыки научной работы.

4 Защита тематических проектов. Студентам предлагаются темы по определенной проблеме. В ходе выполнения студенты формулируют основную проблему, выдвигают гипотезу, определяют источники информации, собирают материал, делают заключение и вывод о том, подтвердилась ли гипотеза проекта, защищают полученные результаты.

5 Исследовательская работа в рамках работы кружков, которые являются наиболее массовой формой исследовательской работы студентов, организованной с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов и специфики направления (специальности) подготовки. Работа строится по типу проблемных групп, в задачу которых входит решение некоторых актуальных творческих и научных вопросов.

6 Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ с элементами научных исследований.

7 Проведение студенческих научно-практических конференций — итоговая форма исследовательской работы студентов, позволяющая использовать все виды самостоятельной деятельности, способствующая более глубокому изучению научной литературы, систематизации, логичному изложению и обобщению изученного материала, результатом которых является участие лучших работ в конкурсах, публикация результатов исследований в сборниках материалов конференций.

Для подключения к исследовательской работе студент должен вначале изучить необходимые теоретические сведения, далее освоить основной инструментарий для проведения исследования, средства исследования, формы и методы его проведения. Все эти вопросы необходимо прорабатывать со студентами. После того, как студенты разберутся со всеми проблемами организации исследования, увидят их ценность и эффективность, можно давать им более сложные задания.

На первой ступени можно рассматривать применения элементов  математики. Например, при изучении линейной алгебры рассматривается использование элементов алгебры матриц при разработке и использовании баз данных, при работе с которыми почти вся информация хранится и обрабатывается в матричной форме, также большое значение имеет данный раздел при изучении криптографии.  Большим потенциалом практического применения обладают такие разделы математики, как «Исследование функций», «Приложения аппарата производных», «Функция нескольких переменных», «Линейное программирования» и др.

На второй ступени, студенты должны получить представление о сущности формализации и о методе моделирования, научиться строить и исследовать простейшие, характерные для будущей профессиональной деятельности, модели. Использование указанных моделей способствует организации структуры, позволяющей реализовать интегративные связи математики и профессиональных дисциплин. Поскольку обучение студентов моделированию должно происходить при решении профессионально-ориентированных задач, построение системы упражнений следует ориентировать на анализ и исследование прикладных задач.

На третьей ступени, участвуя в работе различных конференций и конкурсов, студент может выглядеть очень выигрышно, так как профессионально-ориентированные темы интересны слушателям, достаточно привлекательны и не так часто исследуются.

Метод проектов в исследовательской работе студентов обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, способствует осуществлению непосредственных связей между приобретенными знаниями и умениями и их применением в решении практических задач. В частности, данный метод студенты использовали при анализе условий предоставления потребительского кредита в магазинах города.

Объектами исследования являлись четыре основных магазина города, в которых был телевизор определенной марки.

Предстоящее исследование включало несколько этапов, среди которых можно выделить анализ ситуации, который охватывал информацию по изучаемой проблеме. Студенты собирали данные о магазинах, в которых продается телевизор определенной марки.

Когда проблема определена и поставлены четкие цели, появляется возможность спланировать различные этапы самого исследования. Студенты разрабатывают план своего исследования. Первичную информацию об условиях получения потребительского кредита и покупки товара в рассрочку студенты собирают самостоятельно с помощью такого метода, как опрос.

Для построения математической модели используется критерий эффективности процесса, являющийся математическим эквивалентом цели. На основе собранных данных выявляются величина ежемесячного платежа и переплата по процентам, анализируются условия приобретения товара в рассрочку.

Завершающий этап предусматривает проверку адекватности модели исследуемого процесса и оценку полученного решения, которая может быть проведена путем сравнения полученных результатов. Студенты, анализируя данные расчетов, делают вывод о том, в каком из магазинов города выгоднее получить потребительский кредит на покупку товара и на каких условиях. Результаты проведенного исследования оформляются в форме доклада на научно-практической конференции студентов.

Заключение

Таким образом, процесс научно-исследовательской деятельности способствует развитию навыка самообразования, систематического умения вести работу, методично и последовательно анализировать и классифицировать информацию. Научно-исследовательская компетенция является основой для развития интеллектуальных, коммуникативных, проектировочных умений, развивает критическое мышление, творческие способности обучающихся. Студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать

 

 

Список источников

 

1. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М.:ACADEMA, 2001. – 512C.

 

 

References

1. Pedagogy. Pedagogical theories, systems, technologies / edited by S.A. Smirnov. – M.:ACADEMA, 2001. – 512s.

 

 

 

Категория: 5. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте требований ФГОС. | Добавил: Zurbiz (15.12.2022)
Просмотров: 100 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика